В минувшем месяце клиринговые палаты Сити помогли подсанкционным российским банкам выпустить евробонды на 4 млрд долларов для финансирования госдолга России. Об этом британскому правительству сообщил комитет палаты общин по международным делам.

В Вестминстере предложили закрыть лазейку в законодательстве, поскольку, по мнению парламентариев, «главное слабое место России — это зависимость от иностранных инвестиций». Однако это едва ли подкосит российскую экономику, считает гендиректор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин:

Станислав Машагин генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» «Ежели вдруг так случится, что на лондонском рынке российские компании не смогут занимать, то этот долговой рынок переместится по российской бумаге в Азию, прежде всего в Гонконг. Какого-то великого ущерба не будет, но будет задержка, и крайне неудобно эмитентам переходить на другие площадки обслуживаться. Московская биржа также ждет клиентов, поэтому, мне кажется, в ближайшее время там принципиальных изменений не будет, а для крупнейших компаний всегда есть замена в виде синдицированных клубных кредитов, которые могут заменить размещение».

При этом в Вестминстере предлагают не ограничиваться только запретом на торговлю российскими бондами в Сити. Как один из вариантов предлагается распространить меры на ключевые западные клиринговые палаты, такие как Euroclear и Clearstream.

По мнению главы комитета палаты общин по международным делам Тома Тугендхата, это сделало бы российские бонды почти нереализуемыми на вторичном рынке и удерживало бы западных инвесторов от их покупки. О реалистичности такого сценария рассуждает председатель совета директоров компании «Сафмар — Финансовые инвестиции» Олег Вьюгин:

Олег Вьюгин председатель совета директоров компании «Сафмар — Финансовые инвестиции» «Пока это угроза. Ну, скорее угроза, чем реальные действия. Потому что, во-первых, Euroclear находится под бельгийской юрисдикцией. Не факт, что так легко согласится бельгийское правительство такие вещи делать. Они довольно-таки независимые. Ведь это действительно реально неприятная вещь, болезненная, сродни некой маленькой войне. Как отключение SWIFT, только помягче. Не факт, что это состоится, но это угроза».

На угрозу уже отреагировали в Москве. Дмитрий Песков назвал Лондон непредсказуемой стороной в отношениях и посетовал, что подобные меры навредили бы «реноме» страны в плане взаимоотношений с другими инвесторами. Замглавы Минфина Алексей Моисеев добавил, что запрет повлияет не только на российских инвесторов, но и на иностранцев. Продолжает президент компании «Московские партнеры», профессор Высшей школы экономики Евгений Коган:

Евгений Коган управляющий директор компании «Московские партнеры» «Дело в том, что под эти бонды даются, как известно, очень большие и серьезные кредиты. Можно получить опять же хороший кризис, когда вдруг весь этот эскалатор, все это обеспечение станет непонятно сколько стоить. Автоматически случатся проблемы у большого количества финансовых институтов и у их клиентов, и может пойти очень серьезная цепная реакция. Знаете, тут тот случай, когда можно произнести знаменитую фразу: «Ибо не ведаем, что творим». Наши долги держат и англичане, и американцы, и европейцы. Тронешь все это — посыпется очень многое. Поэтому я думаю, что умные люди из Сити, а в Англии все-таки достаточно умных людей, объяснят политикам, что горячиться надо в меру».

По данным The Guardian, инициативу Вестминстера уже поддержал глава британского МИД Борис Джонсон. Тереза Мэй обязалась рассмотреть возможные варианты действий. Однако пока какие-либо меры в отношении российских гособлигаций — только гипотеза.