Джипы-хамви, плетущиеся за фурами на восток Европы, в сторону фронта. Американские танки, проламывающие под собой проржавевшие мосты. Морпехи, стоящие в очереди на паспортный контроль. Так, в апокалиптических тонах, The Washington Post описывает ситуацию с боеготовностью сил НАТО к нападению России на Прибалтику.

Газета приводит данные стратегического исследовательского центра RAND от 2016 года, согласно которым российские силы могли бы взять Ригу за 60 часов — пока американские военачальники будут заполнять 17 документов, необходимых для перемещения сил из Германии в Польшу. Реплика автора статьи, главы брюссельского бюро Washington Post Майкла Бирнбаума:

«Грузы военного назначения иногда оказываются ниже приоритетом, чем пассажирские или коммерческие перевозки. Продуктовым лавкам нужны продукты, работникам нужно вовремя попадать в офис, а дюжине составов, груженных американскими «Страйкерами» — это бронированные боевые машины — бывает непросто проскользнуть мимо пассажирских электричек и товарняков с капустой. Еще одна причина задержек — разные правила перевозки военных грузов. В Румынии и Венгрии «Страйкеры» нужно по-разному закреплять на платформах. Все это серьезно снижает маневренность сил НАТО в Европе. Например, в прошлом году подполковник армии США Адам Лаки рассчитывал перевезти подразделение из 80 боевых машин из Грузии в Германию за две недели, а заняло это более четырех месяцев».

«Им все равно, что мы — армия США. Они — Deutsche Bahn», — жалуется подполковник на немецкие железные дороги. По словам Лаки, его подчиненным пришлось тренироваться в Германии без боевых машин — как пишет газета, это как заставлять гонщиков «Формулы-1» бегать по стадиону.

Но действительно ли силы НАТО в Европе настолько беспомощны? Или военные собеседники газеты, описывая почти карикатурно плохую картину обороноспособности, могут пытаться протолкнуть дополнительное усиление альянса? С гипотезой согласен военный обозреватель ТАСС полковник в отставке Виктор Литовкин, но, по его словам, есть и еще одна причина:

Виктор Литовкин военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке «Вторая сторона вопроса — такой разговор, о том, что они не успеют — снимает с американцев ответственность за то, что если, не дай бог, произойдет война, и Россия начнет наступление на прибалтийские страны, на Варшаву — они снимают с себя ответственность за то, что они не смогли им помочь. Как в том знаменитом анекдоте, про лошадь, на которую поставили на скачках, но она оказалась последней. И оправдывается: «Ну, не шмогла я, не шмогла, старая лошадь». Вот здесь — тоже так же, понимаете? Два аспекта: с одной стороны, хотят заработать, с другой стороны, снимают с себя всякую ответственность за защиту этих территорий».

В статье рассматриваются только слабые стороны обороны НАТО при условном наступлении российских или пророссийских сил. Если отвлечься от этого сценария и наоборот представить, что наступает все же Запад на Россию, о каких уязвимостях можно говорить? Например, в Пентагоне беспокоятся о том, что Прибалтику просто отрезать от основных территорий НАТО — но ведь Калининград изначально является эксклавом, то есть находится в окружении.

Как трезво оценить слабые места российской безопасности на западных границах? Комментирует военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса Михаил Ходарёнок:

Михаил Ходарёнок военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса «Да, собственно говоря, после развала Советского Союза у нас на западной границе до сих пор не создано каких-либо группировок войск, которые могли бы представлять опасность для блока НАТО. У нас там несколько дивизий всего-навсего. Поэтому рассуждать о военной угрозе со стороны России — это необходима крайняя степень, я бы сказал, оперативно-стратегического возбуждения».

Как заявил ранее генсекретарь НАТО Йенс Столтенберг, укрепление военных возможностей Запада снижает риск конфликта с Россией, а не увеличивает, поскольку Москва будет менее склонна проводить какие-то провокации — к примеру, в той же Прибалтике. С другой стороны, такие намеки на необходимость увеличения финансирования выглядят немного лицемерно, ведь всем здравомыслящим людям и так очевидно, что полномасштабной войны просто не будет. А если будет, то инвестировать сейчас нужно не в мосты и дороги для прохода американских танков, а в подземные бункеры с запасом продовольствия.