Обновлено в 16:44

Во вторник, 4 сентября, начали действовать новые правила выдачи автомобильного знака «Инвалид». Согласно приказу Минтруда России, оформлять и выдавать данный знак будут в бюро медико-социальной экспертизы. В свободной продаже его больше не будет.

Каждый знак будет иметь идентификационный номер, на нем также будут указаны: фамилия, имя, отчество инвалида, дата рождения, данные документа об инвалидности и группа. Подробности Business FM рассказал руководитель, главный эксперт Федерального бюро медико-социальной экспертизы Михаил Дымочка:

Михаил Дымочка руководитель, главный эксперт Федерального бюро медико-социальной экспертизы «Какая это машина, принципиального значения не имеет, потому что знак выдается именно лицу, если это взрослый инвалид, или, если это ребенок, то ребенку с установленной категорией — ребенок-инвалид. Таким образом, любая машина, которая его перевозит, может воспользоваться данной льготой. Кроме того, обеспечивается внесение данных о выдаче знака в государственную информационную систему, которая защищена соответствующим образом. Никто со стороны не сможет внести туда изменения. Эти данные можно будет проверить через федеральный реестр инвалидов. Если инвалид приехал в магазин, там же эти знаки остались в машине, они и обеспечивают учет этой льготы. Отошли в магазин, вернулись и поехали домой, здесь вопросов нет. Если же просто высадил знакомый, куда-то подвез инвалида, то инвалид забрал знаки с собой, а знакомый уехал».

Помогут ли новые правила получения знака «Инвалид» избавить парковки от тех, кто паркуется сейчас с «желтой наклейкой», не имея на это права? Пока результат сложно предсказать, говорит руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

Сергей Канаев руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» «С точки зрения профилактики и инициатив в данном случае я считаю, что все сделано очень разумно, потому что инвалиды не могут найти себе место, а в результате на их местах стоят припаркованные автомобили со знаками «Инвалид». Штрафовать их тоже очень сложно. Есть попытка объяснить людям, что мы пытаемся привязать знак «Инвалид» к такой системе, которая бы, помимо мест для инвалидов, дала такие возможности для инвалидов. Я думаю, это абсолютно нормально. Посмотрим, как это будет воплощено в жизнь, тогда уже можно оценивать, действительно ли это дало свои результаты и предоставило преимущество инвалидам или же это очередная схема, которая абсолютно не работает».

Новые требования для получения знака «Инвалид» и условия его использования намного удобнее тех, которые действовали ранее. Прежде особые правила закреплялись за конкретной машиной, на которой ездит инвалид. Рассказывает Екатерина Шалмина:

«Я поменяла машину, у меня разрешение было сроком на год, столько же, насколько сроком была инвалидность. И я столкнулась с тем, что мне пришлось полностью перерегистрировать, грубо говоря, это инвалидное разрешение. Безумно неудобно то, что нужно оформлять именно на машину, потому что действительно я могу ребенка везти в любом автомобиле, и то, что может конкретная машина парковаться под знаком инвалидным, это неудобно. Потому что так бы, например, и на машине каршеринга по идее, если со мной инвалид, я могу встать под этим знаком. На машине родственника или друга, у кого я вписана, допустим, в ОСАГО, в полис, я могу тоже повезти своего ребенка и также буду иметь эти права».

В то же время некоторые эксперты не исключают, что новые знаки со временем также будут появляться у тех, кто ими владеть не должен. При этом вычислить нарушителя будет непросто, так как если машину припарковали на целый день, то вряд ли проверяющий готов будет ждать столько времени, чтобы выяснить, действительно ли в машине поедет инвалид.

Недавно в Дагестане стало известно о массовых случаях выдачи фиктивных инвалидностей. За прошлый год в республике инвалидами признали 300 человек. В отношении главы Главного бюро медико-социальной экспертизы Магомеда Махачева возбудили уголовное дело по пяти статьям, а все руководство бюро отстранили от должностей. По подсчетам следователей, ущерб государству за прошлый год превысил 20 млн рублей.