За последние полгода Business FM часто рассказывала о том, как мошенники при помощи квалифицированной электронной подписи (КЭП) портили жизнь обычным гражданам и создавали проблемы бизнесу. У физлиц при помощи цифровой подписи уводили квартиры, а предприниматели могли узнать о том, что у их компаний внезапно менялось руководство, которое потом пыталось вывести деньги, о начислении огромных налогов или долгов непонятного происхождения и так далее.

После того как о проблеме стали писать СМИ, россияне побежали в МФЦ писать заявления о том, что они против использования КЭП при покупке или продаже квартир. Но летом государство «физиков» защитило, приняв закон, запрещающий использовать электронную подпись при сделках с недвижимостью без письменного согласия владельца.

Теперь дело дошло до бизнеса. Суть предлагаемого законопроекта в том, чтобы право выдавать КЭП предпринимателям осталось только у налоговой. Сейчас это делают частные компании — удостоверяющие центры. Всего их по стране более 300, но в случае принятия закона в том виде, в котором он обсуждается в понедельник, рынок совокупным объемом 15-20 млрд рублей просто умрет. Удостоверяющим центрам в будущем предложено работать только с физлицами, а это не бизнес, говорит коммерческий директор компании «КриптоПро» Юрий Маслов.

Юрий Маслов коммерческий директор компании «КриптоПро»«Из всего объема, там, сколько миллионов сертификатов (квалифицированной электронной подписи), только меньше 10% — это физические лица. Все остальное — сертификаты юридических лиц. Сами понимаете, что вот эти 90 с лишним процентов уйдут государству. Так что это фактически госмонополизация рынка».

Игроки этого рынка признают: передача полномочий исключительно в руки ФНС снизит риски мошенничества с использованием КЭП, но все равно не исключит их полностью. Но вариантов лучше пока нет, говорит председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Анатолий Аксаков председатель комитета Госдумы по финансовому рынку «В ходе парламентских слушаний все-таки звучала критика по поводу того, что вот эти предложения не смогут окончательно решить проблему выдачи электронных подписей недобросовестным лицам или лицам подставным. Я обратился к залу, к участникам, к профессионалам, с просьбой: если вы критикуете — дайте конкретное предложение, что необходимо сделать для того, чтобы на 100% ликвидировать использование электронных подписей в недобросовестных целях».

По данным газеты «Ведомости», против законопроекта выступал крупный бизнес: операторы связи, банки и ретейл. Однако те, кто уже столкнулся с действиями мошенников или конкурентов, использовавших КЭП, считают инициативу полезной.

Вот еще одна история: компания «Умарат». Занимается медом, работает на упрощенке. При подаче декларации в налоговую коммерческий директор Роман Ситдиков внезапно узнал, что от лица компании сначала была подана декларация по НДС, а затем и вовсе заявление о ликвидации юрлица. Далее история точь-в-точь как и у других пострадавших: обращение в удостоверяющий центр — реакции ноль, обращение в полицию — отказ в возбуждении дела. В случае с фирмой «Умарат» проблему удалось решить на уровне налоговой, но потери от простоя бизнесу никто не вернет. Продолжает Роман Ситдиков.

Роман Ситдиков коммерческий директор компании «Умарат» «Налоговая второй ключ или дубликат не сможет никому выдать. В нашем случае мы думаем, что это оказалось возможным именно с помощью ненадежных сотрудников удостоверяющего центра, потому что, ну, по-другому получить электронно-цифровую подпись на сегодняшний день невозможно. Потому что первоисточник — как раз-таки удостоверяющий центр. Если бы первоисточником была налоговая, я думаю, этой проблемы не было бы изначально».

Впрочем, собеседник радиостанции не исключает, что какие-то проблемы могут возникнуть, даже если подписи бизнесу начнет выдавать исключительно ФНС. Но, по его словам, в этом случае, по крайней мере, будет с кого спросить.