Обновлено в 14:08

Компания Johnson & Johnson выплатит 8 млрд долларов американцу, у которого стала расти грудь. Как сообщает The Wall Street Journal, суд удовлетворил иск 26-летнего Николаса Мюррея, который пожаловался на побочный эффект от употребления препарата компании.

В 2003 году Мюррей начал принимать лекарство Risperdal для предотвращения приступов шизофрении и биполярного расстройства. У этого средства был обнаружен побочный эффект — гинекомастия, то есть увеличение груди у мужчин. По словам истца, Johnson & Johnson знала о рисках, но должным образом не уведомила докторов, выписывающих рецепт на лекарство.

Первоначально, в 2015 году, суд присяжных вынес вердикт по этому делу, обязав компанию выплатить Мюррею более 1,5 млн долларов компенсации. Однако он подал апелляцию и по новому решению получит 8 млрд.

Юристы Johnson & Johnson назвали компенсацию в 8 млрд несоразмерной и уверены, что приговор будет отменен. Они отметили, что присяжным по делу не разрешили ознакомиться с преимуществами препарата.

Risperdal, или Risperidone, получил одобрение американских специалистов в 1993 году. В прошлом году сообщалось, что суды Филадельфии рассматривают иски более 5,5 тысячи мужчин, пострадавших от побочных эффектов препарата.

Компенсация в 8 млрд одному человеку — беспрецедентная сумма, тем более что после употребления препарата он хоть и пострадал, но все же жив, отмечает председатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» Константин Трапаидзе.

Константин Трапаидзепредседатель коллегии адвокатов «Ваш юридический поверенный» «Следующая апелляционная инстанция будет оценивать ущерб, причиненный конкретному лицу, степень виновности в этом корпорации. Если корпорация в какой-то степени предупреждала, или лицом были превышены дозировки, или было нарушение судебной процедуры — очень много нюансов, на которые могут ссылаться, каждое нарушение будет в прогрессии снижать сумму иска. Опасность для компании заключается в том, что есть еще 5,5 тысячи истцов, которые могут подать коллективный иск. Не столько велика сумма компенсации, сколько, скорее всего, штрафные санкции, которые наложили на компанию. Непростые времена для компании Johnson & Johnson, это может привести к серьезным последствиям для нее, даже вплоть до банкротства. Истец в предыдущем судебном процессе доказал, что вред здоровью был, а в этом судебном процессе, видимо, истребовали документы, лабораторные исследования, экономические показатели, какую прибыль получила корпорация от продажи этого препарата, все это могут умножить геометрически — и такие колоссальные штрафные санкции. В свое время французские банки были наказаны за нарушение «антиотмывочных» законов, тоже на миллиардные суммы. Компенсация с учетом того, что корпорацию наказали за алчность».

Новость о проигранном иске на 8 млрд, притом что прибыль Johnson & Johnson за первое полугодие составила 9 млрд, привела к падению акций.

Стоимость корпорации Johnson & Johnson — примерно 350 млрд долларов. Как этот скандал может отразиться на капитализации? Такие иски неприятны, но не смертельны, капитализация может упасть максимум на 10%, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.

Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «В какой-то момент американские или другие международные медицинские корпорации задумаются, стоит ли продавать в Америке самые современные препараты. Мы знаем о десятках медицинских корпораций, которые получили колоссальные иски, и некоторые из них уже разорились из-за этого. Если этот вал исков будет продолжаться, в какой-то момент корпорация задумается о том, чтобы продавать современные, может быть, рискованные препараты в Америке. Я не думаю, что компания цинично обманывала кого-то. Просто долгосрочный прием лекарств вряд ли исследовался на предмет данного побочного эффекта».

В России у Risperdal есть аналоги, в частности нейролептический препарат «Рисперидон». Действующее вещество в лекарстве то же самое. В инструкции указан целый ряд побочных эффектов, в том числе гинекомастия. Ситуацию с американским препаратом комментирует директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

— В данной ситуации, скорее всего, речь идет не о действии каких-то побочных компонентов в составе препарата, а именно о побочном эффекте активной молекулы этого продукта. К сожалению, данный побочный эффект отмечается и у других лекарственных препаратов. Но если компания умышленно не внесла эту информацию в инструкцию по применению, это, конечно, очень плохо, и тогда это судебное разбирательство абсолютно оправданно.

— Если в российских инструкциях нет примечания о нежелательных побочных эффектах, наши граждане тоже могут подать иски о компенсации?

— Я думаю, да. Но, к сожалению, в нашей стране правоприменительная практика в этом смысле слаборазвита, и доказать взаимосвязь между этими двумя фактами будет достаточно непросто.

Полтора года назад другому американцу с аналогичной проблемой постановили выплатить куда более скромную сумму — 500 тысяч долларов. Но суд проходил в другом штате — Нью-Джерси, где величина компенсации ограничена, если лекарство разрешено властями.