Иран скорбит по поводу гибели генерала — объявлен трехдневный траур по 62-летнему Касему Сулеймани, жители выходят на митинги. Национальное телевидение Ирана транслировало, как после пятничной молитвы в разных городах и провинциях страны люди вышли на демонстрации.

На ТВ-картинке можно увидеть, что улицы и площади забиты народом. Камеры выхватывают лица плачущих и скорбящих людей, они несут фотографии генерала Касема Сулеймани, флаги и плакаты с надписями «Долой США!» и «Смерть Америке!» Генерал был убит 3 января. Как потом заявил Пентагон, ракетный удар в районе аэропорта Багдада был нанесен по личному приказу Дональда Трампа.

Корпус стражей исламской революции в США признан террористическим. Сулеймани командовал его подразделением «Эль-Кудс». Оно оказывало военную поддержку группировкам ХАМАС и «Хезболла» в Палестине и Ливане и, по некоторым оценкам, повлияло на политическую ситуацию в Ираке после вывода оттуда американских войск. Впрочем, по оценкам иранских СМИ, сам генерал укрепил свое влияние как раз за счет Штатов, именно после ввода их войск в Ирак.

В последние годы у Пентагона был зуб на Сулеймани: тот якобы работал над планами нападения на американских дипломатов и военнослужащих. Об отношении Вашингтона к фигуре генерала красноречиво говорят, например, слова журналиста The New York Times, который в статье о гиперзвуковом оружии привел такую фразу: «Представьте, что Касем Сулеймани в Багдаде и вы знаете его адрес. Как здесь удержаться?» Ситуацию комментирует руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Алексей Малашенко руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Он считался одним из самых радикальных, если не самым радикальным иранским политиком. Это был очень ярко выраженный такой антиамериканский деятель, который постоянно выступал, так скажем, с угрозами США. Он принимал какое-то участие, но это, в общем-то, покрыто тайной, но тем не менее, в деятельности иракских шиитов. То, что он оказался в Багдаде, — это, в общем, показательно. Тоже любопытно, но это надо немножко подождать, приведет ли его гибель к изменению политической ситуации в Иране, каким образом это повлияет. Потому что фактически для Роухани как человека более либерального толка, более вменяемого, готового к переговорам, для него гибель Сулеймани — это, будем достаточно циничными, некоторое облегчение. Нет оппонента, который его критикует, а он его критиковал постоянно. Так что очень интересно, как будет развиваться ситуация».

Имя Касема Сулеймани было включено в черный список ООН из военных и политических деятелей Ирана, которых подозревают в разработке ядерной и ракетной программ Ирана. Его считают создателем широкой агентурной сети на Ближнем Востоке.

А вот внутри Ирана Сулеймани — национальный герой, о нем снимают документальные и художественные фильмы, пишут песни. Для Москвы генерал Сулеймани был важным союзником. По данным иранских СМИ, в 2015 году он приезжал в российскую столицу и встречался с Владимиром Путиным. И тот якобы назвал Сулеймани «мой друг Касем».

Впоследствии Корпус стражей исламской революции участвовал в наземных операциях в Сирии, а сам генерал оказывал помощь Кремлю в вызволении пленных российских летчиков. Та встреча в Москве фактически и начала кампанию в Сирии, отмечает политолог, специалист по Ирану Каринэ Геворгян.

Каринэ Геворгян политолог, востоковед «Именно Сулеймани считали автором идеи стратегического сотрудничества с Россией. Именно он, как считают некоторые, убеждал в необходимости поддержать Асада и вмешаться в ситуацию в Сирии. То, что генерал Сулеймани был одним из лучших стратегов современности, который учитывал не только военную составляющую, но и политическую, — это однозначно. Таковым его признавали даже враги в Израиле. Он был способен учитывать и синтезировать очень разные факторы, не только военные. Он был специалистом по планированию очень серьезных и эффективных спецопераций, именно ему в большей степени принадлежит заслуга укрепления позиций Ирана в этом регионе».

О фигуре генерала и ее значении для Ближнего Востока рассуждает журналист, обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» Марк Котлярский.

Марк Котлярский журналист, обозреватель израильского информационно-аналитического сайта «Детали» «В Израиле говорят о том, что гибель Сулеймани неоднозначна, прежде всего для Ирана. Были предпосылки, говорят израильские эксперты по Ирану, что Сулеймани мог стать следующим президентом страны. При этом он занимался экспортом исламской революции, он занимался созданием так называемой шиитской дуги, которая простиралась бы от Ближнего Востока и до Ирана. Он и оказался в Багдаде для того, чтобы наставлять шиитских повстанцев, как вести себя против американцев. И он способствовал укреплению КСИР, сделав из него не просто военизированное формирование, насчитывающее миллион человек, но своеобразного финансового монстра, который подмял под себя все важные иранские проекты — ракетную программу, ядерную, самые большие порты и крупные инфраструктурные объекты. Поэтому личность Сулеймани, безусловно, важна для Ирана. Как утверждают специалисты в Израиле, ни министр обороны, ни командующий вот этим КСИР не обладали такой харизмой, какой обладал генерал Сулеймани. Этот человек, с одной стороны, пользовался любовью половины населения Ирана, а с другой — просто ненавистью. Он был символом борьбы за усиление именно шиитского влияния. Как я уже говорил, далеко не все огорчены смертью генерала, вполне возможно, как в Израиле говорят, воспряли реформисты, те, кто понимает, что вот эти огромные деньги, которые благодаря Сулеймани тратились на усиление КСИР, учитывая санкции, введенные Западом, в Иране сейчас не все в порядке с экономикой, очень высокий процент безработицы. И находятся многие люди, которым, конечно, смерть генерала Сулеймани весьма на руку. Сегодня, когда это только что произошло, будет ли какое-то обострение, будут ли некие перемены на Ближнем Востоке, которые повлекут за собой кровавые столкновения, или все обойдется, пока сказать очень трудно. Ситуация крайне неопределенная, высказываются весьма осторожные оценки. И я думаю, что нам стоит подождать буквально несколько дней, а после того как закончится траур, где-то, я думаю, в понедельник-вторник будут сделаны какие-то громкие официальные заявления, из которых уже можно будет предположить, что действительно стоит за угрозой аятоллы Хаменеи и будут ли действительно приняты какие-то меры для того, чтобы ответить за смерть генерала Сулеймани».

Москва выразила соболезнования иранскому народу, заявив, что «убитый генерал Сулеймани служил национальным интересам Ирана». Лидер близкого к Сулеймани ливанского движения «Хезболла» Хасан Насралла сказал, что ливанцы продолжат дело генерала и что справедливое наказание Соединенным Штатам — обязанность всего Ближнего Востока.