Обновлено в 15:03

Основатель Facebook Марк Цукерберг признался, что соцсеть следит за своими пользователями в интернете, а собранную информацию использует для контекстной рекламы и сообщений для бизнеса.

«Другие компании отправляют нам информацию о вашей деятельности на своих сайтах, и мы используем эту информацию, чтобы показывать вам релевантные объявления. Теперь вы можете просмотреть сводную информацию и удалить ее из своей учетной записи, если хотите», — говорится в заявлении Цукерберга на корпоративном сайте компании.

Как отмечает The Washington Post, Facebook сохраняет в том числе информацию о посещении страниц, связанных с личной жизнью человека: например, сайтов страховых компаний и клиник лечения бесплодия.

Почему Facebook решил раскрыть эту информацию, объясняет сооснователь и гендиректор компании «Битрикс 24» Сергей Рыжиков.

Сергей Рыжиков гендиректор компании «Битрикс 24» «Во многих странах политика конфиденциальности, защита персональных данных направлена сейчас в первую очередь на прозрачность того, что компания собирает. И Facebook, следуя изменяющимся тенденциям и законодательству, раскрывает эту информацию. Здесь речь идет не об утаивании, здесь нам как пользователям показывают: смотрите, какие данные мы о вас собираем. Когда люди на это смотрят, им становится страшно, но если бы они узнали, какие выводы из этого можно сделать, используя современные методы математического анализа, тогда бы они по-настоящему испугались. Но сейчас об этом речь не идет, данные только продемонстрируют и это все спустят на тормозах. Это очень большой шаг вообще для всех государств — прийти к пониманию, что корпорации должны четко показать, где и как они собирают данные. Заходя на какой-то ресурс и давая разрешение и авторизуясь на нем, вы разрешаете передавать часть своих персонализированных и пользовательских данных. Facebook, говоря о рекламе, говорит о как бы анонимных данных: да, мы эти персональные данные не передадим, но мы будем записывать ваш интерес к этому типу информации, к этому ресурсу, и вы можете увидеть рекламу этой компании. То есть на самом деле они страхуются, потому что это разные слои сбора информации».

Возможно ли полностью уйти от слежки в социальных сетях и защитить свои личные данные? Комментирует генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачёв:

— Чтобы понять, что такое трекер, достаточно представить ваш обычный телефон-навигатор. То есть, когда вы идете, он говорит: поверните налево, поверните направо. В браузере на компьютере аналогичные технологии. Когда вы двигаете мышкой, щелкаете, открываете программы, запускаете, за вами следят. Эти данные Facebook собирается получать и уже получает. На данный момент за нами, за компьютером в интернете следит достаточно много всевозможных серверов, сервисов — и Facebook, и Google, и «Яндекс». На самом деле, ситуация очень печальная, потому что, используя те браузеры, которые у всех на слуху, вы практически остаетесь в небезопасности. То есть за вами следят абсолютно все и везде.

— Можно ли как-то себя обезопасить, уйти в тень, скрыться от Facebook или любой другой соцсети?

— Чтобы скрыть о себе данные, необходимо все-таки уделять внимание настройкам в браузерах, заходить в настройки именно конфедициальности и закрывать всевозможный сбор информации и отправку отчетов. Необходимо изучать настройки социальных сетей, в которых вы находитесь, и запрещать доступ в ваш личный компьютер. Когда мы говорим об использовании браузеров типа Chrome, Internet Explorer, Opera, мы всегда говорим о том, что они настолько доступны и открыты, что в них можно поставить любой плагин, который будет следить за вами. Поэтому если вы хотите сохранить анонимность, используйте орбитальные браузеры, которые позволяют скрыть ваше присутствие в интернете.

Инструмент, который позволил бы удалять собираемую информацию, Facebook анонсировал в 2018 году — сразу после скандала с Cambridge Analytica. Однако впервые компания призналась в слежке только сейчас, запустив новую вкладку. В своем заявлении компания отметила, что приурочила запуск к Международному дню защиты данных.

The Washington Post отмечает, что у выбора даты может быть другая причина: в этом году в Калифорнии вступает в силу закон, который обязывает компании раскрывать не только факт сбора информации, но и то, что именно они узнали о пользователях.