Командир экипажа сгоревшего в мае 2019 года в «Шереметьево» SSJ 100 Денис Евдокимов рассказал «Ленте.ру» о том, что, по его мнению, стало причиной трагедии.

В самолет попала молния, после чего отключился автопилот, а ручной режим управления сработал некорректно. Однако, по словам Евдокимова, данный факт следствие проигнорировало.

Самолет направлялся из Москвы в Мурманск. На борту находились 78 человек. Примерно через полчаса полета после взлета КВС принял решение вернуться в аэропорт вылета — в «Шереметьево». Во время жесткой посадки у лайнера подломились стойки шасси и загорелись двигатели. Погиб 41 человек.

Вот как объясняет произошедшее Денис Евдокимов.

«Попадание молнии в самолет — нередкое явление, но, как правило, оно не приводит к нарушению работы систем воздушного судна. В этом же полете разряд атмосферного электричества вывел из строя систему управления. Ни органы следствия, ни Межгосударственный авиационный комитет не заинтересовал факт воздействия на самолет атмосферного электричества. Могу предположить, что такой обход важного факта связан с исключением риска для репутации производителя Superjet.

На момент предъявления мне обвинения в деле отсутствовала хоть какая-то расшифровка параметров полета. Следователи ограничились приобщением к делу файла с аварийного самописца, который не регистрирует исчерпывающее количество полетной информации.

Коллеги, которые сталкивались с режимом Direct mode (ручным режимом управления), отмечали некоторую неустойчивость воздушного судна в этом режиме, о чем, кстати, говорится в предварительном отчете МАК.

Также скажу, что испытательных полетов с посадкой при массе, превышающей максимальную посадочную, не было, хотя производитель написал о возможности посадки с массой вплоть до максимальной взлетной. Если бы производитель вовремя доработал воздушное судно, безопасность полетов была бы на приемлемом уровне, а риски свелись бы к минимуму».

Следствие считает, что в катастрофе Superjet виноват Денис Евдокимов: пилот совершил «грубую посадку», а его дальнейшие действия, «совершенные с нарушением установленных правил эксплуатации судна, повлекли разрушение и возгорание в самолете».

Один только командир экипажа не может быть виноват в этой трагедии, считает пилот инструктор гражданской авиации, инструктор московского тренажерного центра Boeing Алексей Базеев.

Алексей Базеев пилот — инструктор гражданской авиации, инструктор московского тренажерного центра Boeing«Один командир корабля не может быть виноватым уже по определению, потому что должны быть еще виноватые. А тут обвиняют только одного командира, значит, уже эта предвзятость есть. Далее, что там они учли, что не учли, любая техника в процессе эксплуатации дорабатывается. Нельзя сделать идеальную машину сразу. Недостатки, отклонения и какие-то просчеты есть всегда, поэтому тут он объективно прав. Насчет репутации — это тоже имеет место, но машина неидеальная, это надо понимать уже априори. Что-то я ни в одном интервью не слышал, что он берет какую-то часть ответственности на себя. Он вообще не виноват, что ли? Так не может быть, потому что, даже исходя из того, как он производил посадку, видно, что он сам виноват при совершении такой посадки. Так что тут ответственность делится где-то 50 на 50. Естественно, отказывать управление и системы самолета при попадании молнии не должны. Поэтому что там было недоработано в этом самолете — это уже даже не конструкторские недостатки, а это, по-моему, уже брак в работе. Там много факторов, он все правильно говорит. Другое дело, как будут рассматривать. Он, видимо, боится необъективности, что его сделают крайним. И я думаю, что он правильно боится. Потому что почему других никого нет? Только он один?»

Пилоту грозит до семи лет лишения свободы. В конце апреля дело Дениса Евдокимова передали в суд. Дата заседания станет известна позже.