«Ведомости»: на создание нового лайнера Sukhoi Superjet New потратят 120 млрд рублей
Новый лайнер будет улучшенной, импортозамещенной версией Sukhoi Superjet 100. И больше половины средств уйдет на новый отечественный двигатель
Читать на полной версииSukhoi Superjet 100 — это во всех смыслах знаковый лайнер. Ведь это первый гражданский самолет, созданный в России после распада СССР. Однако проблем он не избежал: в Superjet стоит двигатель SaM146 — совместная разработка с французской Safran. Движки регулярно ломались, но французы их дорабатывать отказывались: самолетов производилось мало, и инвестиции не окупились бы.
В итоге в ремонте простаивал каждый четвертый Superjet, принося убытки эксплуатантам. Доля иностранных, в частности, американских комплектующих, в проекте достигала 70%. Что часто приводило не только к дорогим, но и очень затяжным сервисным работам.
Добила проект прошлогодняя катастрофа в «Шереметьево». В трагедии обвинили пилота, однако от использования Superjet отказались последние партнеры. Планы по производству упали с 1300 самолетов до 30, за весь прошлый год компания «Гражданские самолеты Сухого» смогла продать только один лайнер.
Все проблемы хотят решить новым проектом — его назвали Sukhoi Superjet New. Изначально Минпромторг хотел выделить на него 15 млрд рублей. Но оказалось, что вся разработка потребует никак не меньше 120 млрд. Работы ведут две структуры «Ростеха»: ОАК — по самолетам, и ОДК — по двигателям.
Главная фишка будущего лайнера — новый, полностью отечественный двигатель ПД-8. На него и потратят большую часть средств, не меньше половины. Частично деньги — бюджетные, частично — от компаний «Ростеха». О том, стоило ли оно того, рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Новый самолет, как и его предшественник, будет ближнемагистральным, рассчитанным на полеты до 2,5 тысячи километров. В перспективе он может заинтересовать покупателей за рубежом, но первое время, очевидно, будет окупаться за счет госзаказов.
Смущает экспертов стоимость разработки — 120 млрд рублей — сумма, сопоставимая с разработкой нового реактивного лайнера с нуля. К примеру, разработка полностью нового среднемагистрального лайнера МС-21, оценивалась в 250 млрд рублей. Как рассказали «Ведомостям» в ОАК, Sukhoi Superjet New будет более эффективным самолетом, чем предшественник: изменится конструкция фюзеляжа, будет скорректирован центр тяжести лайнера.
Неясно, изменится ли вместимость модели — та же S7 хотела пополнить свой флот Superjet, но просила сократить количество кресел до 75. Тогда Минпромторг это делать отказался. Известно, что в новом лайнере заменят на отечественные десятки систем и компонентов, от кондиционера и кислородной системы до кресел и шасси. Задача амбициозная, но вряд ли выполнимая — может повториться ситуация с тем же лайнером МС-21, считает обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов.
Владимир Карнозов обозреватель журнала Flight International«У нас есть самолет МС-21, он тоже изначально создавался с западным участием, но потом, начиная с 2013 года, предпринимались попытки уменьшить заграничное содержание иностранных деталей. Но пока к нулю оно не сведено. Можно ли это сделать c самолетом Superjet — мне кажется, что проще новый самолет создать. Философия этой программы — соединить лучшее российское с лучшим западным, поэтому сейчас на 180 градусов менять вектор и пытаться его на 100% сделать российским, я считаю, что это несостоятельная идея. Лучше начинать какой-то новый проект. Мое мнение, что не получится создать на базе существующего Superjet полностью импортозамещенную машину».
ОАК планирует представить Sukhoi Superjet New к 2023 году. В дальнейшем в корпорации планируют использовать все наработки в других авиапроектах. В частности, двигатель ПД-8 поставить на самолет-амфибию Бе-200 «Альтаир», который пока летает на украинских моторах.