«Ъ»: Минтранс хочет создать единую систему навигации на российских дорогах
На первый этап разработки выделены 48 млн рублей, пишет газета. Зачем нужен национальный навигатор и не повторится ли история с поисковиком «Спутник»?
Читать на полной версииО новой возможной разработке Минтранса известно немного — по факту нет даже первой версии продукта. Есть только название и общие положения. Как пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на сайт госзакупок, называться разработка будет «Федеральная государственная информационная система навигации на автодорогах».
Простыми словами, это такой единый навигатор или картографическая платформа, которая соберет в себе все сведения о том, что происходит на российских дорогах. Такой сборник IT-сервисов с картами автодорог, которые постоянно обновляются, и подключенной ГЛОНАСС. Известны и сроки разработки — с 2021-го по 2027 год.
Смущает в новом проекте несколько вещей, говорят эксперты. Рынок картографии и навигации в России существует и хорошо развит, и уместнее было бы сотрудничество с частными компаниями, а не создание продукта с нуля. К тому же еще свежи воспоминания о поисковой системе «Спутник» и «наших ответах» Zoom и «Википедии». Все эти проекты либо отменены, либо в заморозке, либо в долгосрочной разработке.
Неясно, почему государство опять идет тем же путем и создает аналоги того, что и так давно работает. Такая цифровизация нам не нужна, говорит председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.
На сайте госзакупок указано, что в октябре по новому проекту Минтранс разыграл тендер на 48 млн рублей. Право провести «научно-исследовательские работы» и понять, возможно ли создание такого навигатора, досталось предприятию «ЗащитаИнфоТранс». Business FM направила туда запрос, но оперативный комментарий там дать не смогли, сослались на то, что надо согласовывать его с Минтрансом.
В документах также подробнее сказано о самом навигаторе: он позволит собрать «реестры транспортной инфраструктуры, постов органов внутренних дел и таможни, пограничных пунктов», при этом без «дублирования данных». В Минтрансе уверены, что это улучшит логистику перевозок и даже снизит смертность в ДТП, так как платформа будет анализировать безопасность на конкретных участках дорог.
Пока все выглядит так, что за 50 млн рублей специалисты соберутся и решат, сколько денег тратить дальше, отмечает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.
Алексей Раевский генеральный директор компании Zecurion «48 млн — это только начало. За 48 млн нельзя сделать картографический сервис. За 48 млн можно посчитать, во что встанет создание такого сервиса. Это, конечно, выглядит немного странно, у нас у государства есть такое, что все должно быть свое, все должно быть наше. Пророссийские картографические сервисы вполне можно взять на подряд, заключить какой-то договор. Это, наверное, и качество лучше, и сервис лучше. На самом деле довольно-таки сложно будет поддерживать, и это будет очень дорого. Если мы говорим про картографические какие-то компании, у них много клиентов, и они за счет этого могут поддерживать информацию достаточно хорошего качества, и услуги, и все. А если заказчик здесь будет только один, то, соответственно, качество тоже будет страдать».
В Минтрансе считают, что те навигационные системы, которые есть в России сейчас, для нужд государства не подходят, потому что ему приходится собирать данные из различных источников, а они не всегда достоверные. Эксперты уже прикидывают, как в будущем может применяться такая система, например для рынка беспилотников, и сколько может стоить ее обслуживание, например 70 млн рублей в год. Но это пока догадки. Все, что есть у Минтранса сейчас, — тендер на исследования по проекту и туманные сроки разработки.