Обновлено в 21:05

Данные опроса «Левада-центра» (признан иноагентом) показывают, что фильм Алексея Навального о так называемом дворце Владимира Путина посмотрели 26% россиян. Опрос проведен в конце января — начале февраля.

Более трети (38%) полагают, что изложенная в фильме информация, в том числе о том, что дворец связан с президентом Путиным, похожа на правду, но ее достоверность оценить сложно. Треть опрошенных (33%) уверены, что в фильме показана неправда. Доля тех, кто полагает, что авторы фильма лгут, увеличивается с возрастом — от 11% в группе 18-24 года до 49% в возрасте от 55 лет. О результатах опроса говорит специалист отдела прикладных социологических исследований «Левада-центра» Степан Гончаров:

Степан Гончаров специалист отдела прикладных социологических исследований «Левада-центра» «Если сравнивать этот фильм с одним из первых — «Он вам не Димон», про Дмитрия Медведева, то мы увидим значительный рост в охвате аудитории. Фильм «Он вам не Димон» посмотрело порядка 7% на момент опроса, который мы проводили в 2017 году. Этот фильм, последний, посмотрели уже 26%. Основная аудитория — это все-таки люди более молодого возраста. Основная аудитория этого фильма — это те, кто изначально к президенту относятся скептически. У 77% зрителей этого фильма отношение к Владимиру Путину не изменилось, и здесь важно понимать, что в принципе сам фильм вряд ли что-то новое сообщил этим людям. Они изначально относились к нему критически, и поэтому для большинства, даже тех, кто там увидел что-то для себя новое, в целом, отношение к президенту не поменялось. 18% зрителей при этом отметили, что у них ухудшилось отношение. Главный итог этого фильма в том, что охват его действительно большой, но при этом отношение, наверное, это в меньшей степени сдвигает, потому что общество становится более полярным».

ФБК (признан иноагентом) выпустил фильм «Дворец для Путина. История самой большой взятки» 19 января. В нем утверждается, что под Геленджиком для президента построена резиденция, строительство которой обошлось в 100 млрд рублей.

Видео уже набрало 110 млн просмотров. Но, судя, в том числе, по результатам опроса, число просмотров никак не соответствует 110 млн человек. В России проживают 145 млн человек. Результаты опроса комментирует политолог Георгий Бовт:

Георгий Бовт политолог, журналист «Цифры, пожалуй, подтверждают известную поговорку о том, что не осталось в мире правды, а есть только полуправда. Каждый слой населения, каждый человек воспринимает факты в зависимости от собственных сложившихся уже стереотипов, мифов, представлений, и он не готов часто менять эти представления в зависимости от того, какие факты он увидел. Поэтому те, кто не готов видеть в этом дворец президента, они его там и не видят, и говорят, что это все вранье. Те, кто относится к президенту заведомо критически, они, да, наверное, думают, так все и есть. Есть какое-то количество сомневающихся. Чем больше появляется противоречивой, запутывающей людей информации, которая не черно-белая, тем больше они запутываются и просто приходят к мнению: что-то тут не так, и, наверное, все немножко привирают. Конечно, мне милее всего аудитория, составляющая примерно треть опрошенных «Левада-центром», которые ничего не слышали об этом фильме. Интересно, чем заняты эти люди, что их беспокоит».

Интерес к фильму велик, но не тотален, анализирует данные опроса «Левада-центра» эксперт Института гуманитарно-политических исследований, политолог Владимир Слатинов.

Владимир Слатинов эксперт Института гуманитарно-политических исследований «Та социология, которую представил «Левада-центр», нам очень четко демонстрирует углубление поколенческих разрывов в отношении к власти. На этот поколенческий разрыв накладывается достаточно серьезный разрыв в источниках информации. Отношение к действующей власти сильным образом зависит от того, в каком возрасте находится респондент, и от того, какими источниками информации он пользуется. Мы совершенно четко видим по социологии «Левады», что уровень критицизма в отношении российской власти в целом и верховной власти в частности, резко увеличивается в среде молодого и среднего поколения россиян, которые пользуются более многообразными источниками информации. И, наоборот, старшее поколение в значительной степени сохраняет лояльность верховной власти. Это достаточно важная позиция, она многое объясняет и с точки зрения электорального поведения соответствующих групп, и с точки зрения протестного поведения соответствующих групп».

Канал «Россия 1» ответил на фильм про дворец в Геленджике сюжетом о вилле в Германии, где жил Алексей Навальный осенью. В этом материале сообщалось, что политик почти два месяца снимал дом в самом престижном районе Фрайбурга, пока монтировался его фильм. Это двухэтажная вилла с крытым бассейном площадью более 300 квадратных метров.

Позднее владелец дома заявил, что журналисты «Россия 1», снявшие сюжет о вилле, попали в нее обманом, представившись туристами из Бельгии, а съемка велась скрытой камерой. Он обратился в правоохранительные органы.

Проживание Навального и его семьи в квартире в немецком Фрайбурге оплачивал бизнесмен Евгений Чичваркин: он заплатил за аренду квартиры 15 580 евро, рассказал «Дождю» глава региональных штабов политика Леонид Волков.

Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что спецслужбы ФРГ, вероятно, помогали Навальному при съемках фильма о дворце в Геленджике. МИД РФ обратился к Берлину за разъяснениями, сообщил Лавров.