Обычно, когда стартап добирается до выхода на биржу, удачливый основатель может надеяться контролировать 20% компании, пишет Bloomberg. Российский предприниматель, бывший генеральный директор Yota Group и экс-замминистра связи России Денис Свердлов в ближайшие недели готовится стать контролирующим акционером торгуемой на бирже компании, образованной вокруг его детища под названием Arrival, — и доля Свердлова превысит 76%, а это 11 млрд долларов.

Среди факторов такого успеха, если не считать собственных достоинств автопроизводителя, Bloomberg называет использование не стандартного механизма IPO, а выход через SPAC, то есть pecial-purpose acquisition company, или «приобретающей компании специального назначения».

О набирающем популярность формате рассказывает генеральный директор инвестиционной компании «Инфраструктура России» Станислав Машагин.

Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Это совершенно популярный, новый способ — по крайней мере, для российских инвесторов. Только сейчас они начинают знакомиться с тем, что такое SPAC, на волне интереса к IPO. SPAC — это такая форма коллективных инвестиций в некий траст, средства которого будут проинвестированы в какую-то компанию, которая пока не является публичной. Это такая публичная структура, публичный фонд, который размещает свои акции, а потом кого-то поглощает. И автоматически поглощаемая компания, которая не является публичной, становится публичной. У SPAC в мире больше 100 млрд долларов, которые они насобирали, и эти SPAC разные под разным управлением ищут компании, которые можно будет поглотить. Сказать, что это интересная инвестиция для SPAC, я думаю, да, поскольку перспективы у этого проекта есть неплохие — с точки зрения техники, сектора и профита именно общественный транспорт. Это очень все современно, интересно. Я думаю, что из этой компании может выйти хороший единорог. Дай бог им семь футов под килем».

Денис Свердлов основал компанию Arrival в 2015 году, спустя два года после отставки с должности замглавы Минкомсвязи и отъезда из России. Основное направление бизнеса — разработка, а в будущем — продажа коммерческих электромобилей, в первую очередь автобусов и минивэнов. Пока — как особо отмечено в опубликованной на сайте американской комиссии по ценным бумагам декларации о поглощении автопроизводителя SPAC-компанией CIIG Merger Corp — Arrival не произвела ни одного автомобиля на продажу. Однако у нее уже есть крупная сделка — американская логистическая компания UPS заказала у Arrival 10 тысяч автомобилей за 1,3 млрд долларов, которые должны быть выпущены до 2024 года.

И здесь самое время упомянуть главное ноу-хау компании — а точнее то, что может им стать. На фоне других производителей электромобилей Arrival выделяют два фактора: стремление продавать электрокары по цене автомобилей с ДВС и метод достижения этой цели — модульные «микрофабрики». Пока компания построила только два объекта, в Великобритании и в США, в течение трех лет их число должно вырасти до 30 — что по плану должно позволить Arrival с минимальными капиталовложениями расширять производство по мере роста спроса на ее продукцию.

О рисках такого подхода рассуждает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.

Дмитрий Чумаков генеральный директор Vector Market Research «По моему мнению, у идеи есть определенные узкие места, которые могут либо привести к сложностям, а может, и нет. Дело в том, что в автомобильном бизнесе, с одной стороны, очень важным является фактор экономии на масштабах. Чем больше автомобилей производится в одной локации, чем выше экономическая эффективность, тем выше рентабельность. Децентрализация производства приводит к тому, что определенные расходы увеличиваются. К ним относятся управленческие расходы, IT-расходы, логистические расходы. Второй важный момент — это как раз логистика. Мы сейчас живем в период, когда пандемия в мире еще не закончилась, к сожалению, возможны определенные ограничения в передвижении, закрытие каких-то границ и прочее. В данном случае, конечно, информации о том, что это будет, нет. Но это важно допускать на уровне анализа возможных рисков».

Arrival надеется достичь положительного кеш-флоу уже к 2023 году, а за последующий год заработать как минимум 14 млрд долларов. Bloomberg указывает, что прогнозы компаний, выведенных на биржу через механизм SPAC, редко бывают точными.

Да и сами инвесторы это понимают — как говорится в документах о поглощении в разделе «Факторы риска», «в обозримом будущем» Arrival продолжит нести серьезные убытки, а ожидания по прибыльности основаны в первую очередь на внутренней аналитике компании.