Редкая несогласованная акция протеста в столице заканчивается без массовых задержаний. Но акция 21 апреля как раз из таких. Прецеденты были и раньше. И если полиция дает протестующим гулять, то все происходит по одному и тому же сценарию: они гуляют по центру до тех пор, пока не устанут.

Поскольку 21 апреля была не общая акция оппозиции, а персонифицированная, посвященная конкретно Навальному, люди туда пришли в подавляющем большинстве молодые — то есть активные и выносливые. Мой шагомер по итогам среды показал 12 километров — немало, но это вдвое меньше, чем на зимних акциях этого года.

Относительно людно было на Урале и в Сибири. По данным где-то властей, а где-то журналистов, в Екатеринбурге собралось около пяти тысяч человек, в Новосибирске и Омске — около трех тысяч, а в Челябинске — около двух тысяч человек. Комментирует глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко:

Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «Активность, очевидно, была в среднем по стране ниже, чем в январе, но тем не менее нельзя сказать, что акции совсем провалились, особенно учитывая тот факт, что по инфраструктуре штабов Навального был нанесен достаточно серьезный удар. Правоохранительные органы вели себя очень сдержанно, за редкими исключениями. В Петербурге традиционно жестили силовики, а в целом видно, что очень терпимо и спокойно в подавляющем большинстве случаев вели себя представители силовых структур».

При этом на Дальнем Востоке речь шла о сотнях или даже о десятках митингующих. Впрочем, этот регион был пассивен и на онлайн-митинге — сторонники Навального, напомню, планировали провести реальную акцию протеста только после того, как в интернете наберут 500 тысяч сторонников, готовых зарегистрироваться на митинг. Но потом, объясняя это ухудшением здоровья Алексея Навального, организаторы решили не ждать и вывести людей на улицы раньше. Итог подводит руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв:

Константин Калачёв руководитель «Политической экспертной группы» «Из 450 тысяч зарегистрированных на сайте, из тех, кто предполагал участвовать в протестах, вышла в лучшем случае десятая часть. Это еще раз показывает, что политический протест в России пока малоперспективен. Это не означает, что он неперспективен вообще, но он пока малоперспективен. Людей больше интересуют и волнуют социальные и экономические проблемы. То, что эти акции носили сугубо политический характер, сыграло во многом против них. И если говорить о результате, то Петербург стал протестной столицей, судя по количеству задержанных в Петербурге».

По словам эксперта, для Петербурга даже официальные 4,5 тысячи митингующих — это уже довольно неприятно, и власти там нервничают больше, чем в той же Москве. А дружелюбие столичных правоохранителей эксперты объясняют не только относительно низкой численностью акции протеста, но еще и тем, что властям вряд ли хотелось портить себе настроение от красивого социально ориентированного послания Федеральному собранию какими-нибудь неприятными фото или чьими-то последующими неуклюжими рассказами о запотевшем забрале.