Обновлено 10 октября в 00:15

Две крупнейшие электростанции Ливана Дейр-Аммар и Аль-Захрани остановили работу из-за нехватки топлива, сообщает местный телеканал LBC. В итоге во всей стране отключили электричество. Reuters со ссылкой на представителя местных властей отмечает, что отключение может продлиться несколько дней.

Как передает Sky News, производство энергии упало до уровня ниже 200 мегаватт. Электричество для жителей подается всего на один-два часа в день, а предприятия и даже больницы были вынуждены сократить работу или полностью закрыться.

Но жители как-то выкручиваются — пользуются собственными дизель-генераторами или покупают электричество у мелких частных производителей, поясняет жительница района Горный Ливан Оксана Нахед:

«Проблемы с электричеством уже довольно давно, месяца три его дают по четыре часа в день, в остальное время используем генераторы. Мы из Бейрута выехали с утра, поэтому никак не могу это событие прокомментировать. Из-за финансового кризиса государство не способно закупать достаточное количество мазута, поэтому оно ограничивает своих граждан таким образом. У нас работают моторы, я имею в виду частные, поэтому, мне кажется, для большинства населения это не так критично. Есть частные электростанции, есть государственные. Частная электростанция подает электричество, когда отключается государственная, частное электричество намного дороже, чем государственное. У нас четыре часа государственное электричество и 20 часов — частное, соответственно, и счет будет гораздо выше».

В пятницу, 8 октября, в ходе визита в Бейрут министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян сообщил, что он намерен продолжать отгрузку топлива в Ливан и надеется на заключение в будущем двустороннего соглашения.

Однако Иран, как и все другие страны региона, относятся к Ливану с опаской. С одной стороны, стратегически он интересен, но как к нему подступиться, никто не понимает, считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова Алексей Малашенко:

Алексей Малашенко главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН «С одной стороны, иранцы заинтересованы в поддержании там своего влияния, но у них нет достаточно сил — все-таки Иран достаточно бедная страна — и, видимо, они выдвигают какие-то условия, тем более что мы прекрасно понимаем, что в Ливане — политический кризис. Это может привести к усилению «Хезболлы» — это почти террористическая организация, но ее представители есть и в парламенте, и в правительстве. Это радикальные ребята. Но есть и обратный момент. Это может вызвать раздражение против «Хезболлы, поскольку все знают, что за ними стоит Иран. Поэтому сейчас такой перекресток. Если иранцы это дело наладят и договорятся с ливанским правительством, что не так уж и просто, то думаю, что все это придет в более-менее норму, если не договорятся, то не исключаю серьезные протесты, потому что в Бейруте устали от такой кошмарной жизни, еще и без света. И косвенно это может ударить по иранскому влиянию. У меня ощущение, что от Ливана все устали. Ливанской проблемы создания нормального государства на сегодняшний день просто напросто не существует».

Начиная с 2019 года Ливан сотрясает череда кризисов. Ими были затронуты все аспекты повседневной жизни. Бедность, безработица и инфляция резко выросли на фоне недовольства политической системой, в адрес которой звучат обвинения в коррупции и бесхозяйственности