Эльвира Набиуллина сравнила продажу личных данных клиентов экосистем со сделками аборигенов. «Возможно, мы сейчас находимся в ситуации, когда, как аборигены за бусы, готовы продать что-то несоизмеримо более ценное — свои данные, и с этими данными — право выбора», — сказала она, будучи модератором дискуссии на форуме Finopolis.

Как считает глава Центробанка, с одной стороны, это позволяет бизнесу предлагать клиентам лучшее, а с другой — может привести к повышению цен и монополизму. В дискуссии среди прочих участвовал президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин. Буквально на прошлой неделе он будто предвосхитил комментарии Набиуллиной в интервью Business FM.

Андрей Костин президент — председатель правления банка ВТБ «Невозможно, на мой взгляд, создать и не нужно создавать экосистему в масштабах одной организации, одной компании. Когда я учился в университете, один студент прожил два или три года, не выходя из главного здания, потому что все, что нужно, было там, внутри. Когда он вышел на улицу, он упал от того, что он увидел».

Комментарии Набиуллиной прозвучали на фоне разработки Центробанком норм регулирования цифровых экосистем в России. Правила, которые затронут в первую очередь проекты банков, должны предотвратить появление «сверхмощных экосистем» и ограничить слишком агрессивных участников рынка, чтобы игроки не перевложились в непрофильные активы.

Требуются ли для экосистем особые правила? Комментирует директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» по работе с состоятельными клиентами Григорий Сосновский:

Григорий Сосновский директор региональной сети «БКС Мир инвестиций» по работе с состоятельными клиентами «Мне кажется, это абсолютная история прогресса: люди всегда будут стремиться к тому, что удобно. Экосистема выглядит как цифровое и единое окно для решения всех вопросов. Как от этого отказываться — я не знаю, а самое главное — зачем? Можно, конечно, и свет погасить, и при лучинах сидеть — пожалуйста, каждый сам может себе устраивать свою жизнь так, как считает нужным, но глобально мы идем к экономике индивидуального предложения. Это очень удобно: и со стороны потребителя удобно, и со стороны предлагающей компании тоже удобная система зарабатывания денег. Такая система win-win, в которой все выигрывают, зачем от нее отказываться? Вопрос монополизма — это действительно вопрос капиталистической экономики, который всегда ярко стоит. Есть экосистема или нет экосистемы, монополиям ничто не мешало возникать до этого. Есть способы их регулирования, они отлажены. Поэтому к монополиям, которые возникнут на базе экосистем, нужно применять те же самые принятые в обществе экономические правила и все».

Наибольшим опытом по укрощению экосистем сегодня обладает Китай. «Закручивание гаек» началось с прошлой осени, когда Пекин заблокировал IPO Ant Group Джека Ма, позднее китайских гигантов обязали выделить свои финтех-подразделения и перерегистрировать их как финансовые холдинги, а Tencent и другим IT-компаниям запретили блокировать ссылки на конкурентов. О причинах давления рассуждает в эфире Bloomberg директор Аспенского форума по безопасности Аня Мэньюэл:

«В первую очередь, и это самое важное, они хотят сохранить абсолютный политический контроль. Год будет для Китая непростым. Олимпиада должна пройти хорошо, на март запланирован большой съезд компартии, а в октябре Си Цзиньпин намерен пойти на беспрецедентный третий срок. Так что им нужна абсолютная тишина, это и есть главная причина. Заявленная Пекином забота о кибербезопасности — я бы назвала это вторым фактором. И третье — не так давно Си Цзиньпин начал продвигать идею «общего процветания». И, на взгляд властей, многие интернет-миллиардеры заработали слишком много денег, и это вредит системе. Поэтому китайские IT-компании и начали неожиданно жертвовать миллиарды на благотворительность».

В США и Евросоюзе экосистемы существуют, но в заметно меньших масштабах, чем в Китае или России. Аналогом «Яндекса» можно назвать Amazon — компания Джеффа Безоса захватывает ретейл и IT, но менее активна в плане финтеха. Явные подобия Сбербанка на Западе выделить сложно — попытка Facebook выйти в финтех за счет создания собственной криптовалюты была пресечена американскими регуляторами. Хотя в целом свои личные данные уже давно продает весь мир — будь то за бусы или другие товары и услуги.