В Москве человек без гражданства впервые получил так называемый паспорт негражданина — временное удостоверение личности.

Это 53-летний Якубджан Хакимджанов. Мужчина родился в Душанбе, а когда ему было пять лет, его семья переехала в Астрахань. Хакимджанов не ходил в школу, уже с детства имел проблемы с законом и регулярно заключался под стражу.

В последний раз мужчину задержали пару лет назад. Но не за преступление, а потому, что полиция не смогла установить его личность. Выяснилось, что у Хакимджанова нет гражданства ни одной страны. С тех пор он находился в центре временного содержания иностранных граждан в Сахарове, так как его не могли никуда депортировать.

Продолжает член московской ОНК, правозащитник Ева Меркачёва:

Ева Меркачёва член московской ОНК, правозащитник «У него не было ни свидетельства о рождении, ни паспорта, у него вообще не было ничего, ни медицинской карты, ни какой-то справки. При этом он сидел за решеткой множество раз за всякие мелкие преступления, но каждый раз, когда он выходил, ему давали небольшую такую бумажку, которая ничего не значила. С этой бумажкой его останавливал первый же патруль, и снова его сажали. Последний раз его поместили в центр «Сахарово», и в этом центре он пробыл ровно два года, максимальный срок, сколько он может там находиться. Встал вопрос, что с ним делать дальше. Ни одна страна из существующих его не признает как человека, который мог бы быть потенциально ее гражданином, он никому не нужен. Близких, насколько я понимаю, у него тоже нет. Единственный способ — выдать ему зеленую книжицу. Он сможет трудоустроиться и работать на территории всей нашей страны, он сможет получать медицинскую помощь. Но, опять же, кому он нужен, кто возьмет его на работу? Мы с ним разговаривали, он просил его трудоустроить. Я спрашиваю: «А что вы умеете делать?» Он ответил совершенно просто: «Играть в карты». В общей сложности из 53 лет своей жизни он 25 провел в тюрьме, и обучить его за то время, пока он был в миграционном центре, не смогли, у них там нет таких возможностей даже. Мы с ним когда разговаривали, он мне говорит: «Ну вот, я выйду теперь с этим зеленым паспортом, заработаю денег на билет и поеду жить в Турцию». Опять же, непонятно, кому он нужен в Турции. Вдруг кто-то из бывших сидельцев ему сказал, что сможет его там трудоустроить? В принципе, у него должен быть заграничный паспорт для того, чтобы покинуть территорию России. На основании вот этого зеленого паспорта он, по идее, может получить загранпаспорт, но это вот целая процедура, до сих пор еще никто, разумеется, ее не проходил. Это вот такой первый шаг произошел, они решили как-то задокументировать этих людей, а что дальше? Вот как они должны ездить, как он поедет в Турцию? Не знаю».

По словам Меркачёвой, в ближайшее время еще несколько человек в Москве готовятся получить «паспорта негражданина». Ситуация у них лучше, чем у Хакимджанова, поскольку у них как минимум есть родственники. Но будут ли работодатели готовы нанять их — тоже непонятно.

Закон о «паспортах неграждан» вступил в силу прошлым летом. С тех пор в разных регионах России выдали более 600 таких документов.

Временные удостоверения личности — не вечные: их нужно будет продлевать каждые десять лет. Получить их могут люди, у которых суд отнял российское гражданство, те кто родился в СССР, но не получил российский паспорт, и те, кого не принимает ни одна другая страна.