Евросоюз отложит запрет на импорт угля из России. Меру примут сегодня-завтра в рамках нового антироссийского пакета санкций, но в силу она вступит с середины августа, на месяц позже, чем предполагалось. Это произошло в основном из-за давления со стороны Германии, основного импортера российского угля в ЕС, пишет Reuters.

Большая часть европейских стран покупает российский уголь на спотовом рынке, а не по долгосрочным контрактам. Поэтому закупки угля прекратятся сразу после введения санкций. И, когда мера вступит в силу, это станет первым запретом ЕС на любой импорт энергоносителей из России с начала того, что Кремль называет спецоперацией на Украине 24 февраля, отмечают источники Reuters.

Поэтапный отказ от ввоза в ЕС российского угля Еврокомиссия предложила ввести на этой неделе в ответ на события в украинском городе Буча. По предварительным подсчетам, это может обойтись России в 4 млрд евро в год в виде упущенной выгоды. Но эта мера носит скорее психологический эффект, говорит партнер компании FCG Артем Ситников:

Артем Ситников партнер компании FCG «Я бы сказал, что это скорее носит психологический эффект. По факту сейчас уже не заключаются новые контракты с российскими поставщиками, вся отгрузка идет по старым. Сейчас есть и проблема с судовладельцами, которые не готовы заходить в российские порты, либо, если готовы, из-за выросших расходов на страхование ставки фрахта выросли в разы. Наверное, все думают, что до августа что-нибудь поменяется, и либо опять отложат, либо будут передоговариваться. Заменить, тем более сейчас в моменте, потребность угля ЕС просто некем. К августу они, наверное, надеются решить этот вопрос, но я в этом сомневаюсь. Если смотреть прошлый год, самая большая отгрузка угля из России шла на Голландию, оттуда идет в Германию и дальше. Следующий крупный потребитель — это Италия, дальше Франция, Испания, Польша. Польша заявляет, что сама будет добывать уголь, но у них другая марка угля, во-первых, а во-вторых, крайне высокая себестоимость. ЕС может пытаться перейти, где может, на газ, но с газом тоже ситуация всем известна, то есть там цены хорошие такие, что неприемлемо будет. По сути, остается вариант — это Австралия, но у Австралии основная отгрузка идет на Азию, и быстро нарастить объемы они тоже не смогут. Южная Африка, там другая проблема, это узкое место, железная дорога, которая до порта идет. Быстро это бутылочное горлышко расширить, нарастить объемы там тоже не получится. Третий вариант — это Колумбия, но сейчас там забастовки, все закрыто, и опять же восстановить добычу, нарастить объемы не получится. Прекратить поставки российского угля сейчас, это, знаете, как в пословице: назло бабушке не надену шапку и отморожу уши. То есть встанут многие производства в Европе, начнутся, скорее всего, массовые забастовки, социальная напряженность и так там нарастает. Поэтому я думаю, что это исключено».

Эмбарго на импорт российской нефти и газа, объемы которого в ЕС гораздо больше угля, пока не обсуждается. По словам главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля, совещание по нефти может пройти в следующий понедельник, 11 апреля.

Тем временем китайские компании уже начали закупки угля и нефти в России за юани, сообщает китайская консалтинговая компания Fenwei Energy Information Service Co. И первые партии уже начали поступать в КНР. Пока речь только об угле. В мае прибудет сырая нефть. По словам трейдеров, первые контракты в юанях начали заключать, когда США и Европа отключили несколько российских банков от SWIFT. Ранее китайский МИД заявлял, что не исключает полного перехода на рубли или юани при торговле энергоносителями с Россией.

Новые санкции ЕС предполагают запретить российским судам заходить в порты Евросоюза, за исключением перевозок сельхозпродукции, продуктов питания и энергоносителей. Плюс запрет деятельности российских и белорусских автотранспортных компаний. Комментирует управляющий партнер компании «Инфрапроекты» Алексей Безбородов:

Алексей Безбородов управляющий партнер компании «Инфрапроекты» «Судоходству фактически остается статус-кво, который сегодня еще есть, то есть ничего не меняется, мы же экспортируем энергоносители, зерно и прочие вещи, которые продолжают покупать и продолжают пускать в порты. По автотранспорту, машины с белорусскими и с российскими номерами теперь не будут никуда пускаться. Посмотрим, насколько это будет работать в части транзита на Калининград. И посмотрим, насколько Россия ответит по поводу польских фур и всего остального. Я подозреваю, что ответ будет симметричный. Если европейские фуры не смогут ездить, остановим автомобильную торговлю как бы полностью. Ну, так и будет. При этом России есть чего возить и внутри страны, разберемся, плюс коллеги будут ездить в Турцию через Грузию, еще каким-то образом. Что будет делать ЕС с 30 тысячами поляков, которые будут одномоментно уволены, надо спрашивать у них уже».

Но, скорее всего, это будет большая проблема для них. РЖД ограничивают отгрузку в Польшу, следует из документов компании. Мера вводится с 10 апреля и до отмены.