Шведская компания, один из ведущих мировых производителей бытовой техники Electrolux Professional уходит из России. Она выпускает технику для ресторанов, баров, гостиниц и прачечных. Российский бизнес передадут местному руководству.

Как заявил глава компании Альберто Заната, Electrolux соблюдает все санкции и правила экспорта в Россию, однако в условиях специальной операции больше не сможет продавать продукцию в России. Бытовая техника Electrolux есть в списке товаров для параллельного импорта, одобренного Минпромторгом. Однако ранее опрошенные Business FM ретейлеры говорили, что ассортимент бытовой техники существенно сократился. В числе мало представленных торговых марок называли Bosch, Samsung, Miele и Electrolux. Комментирует председатель Совета московского отделения «Опоры России», глава сети химчисток «Диана» Дмитрий Несветов:

— Electrolux Professional — это оборудование, которое относится к профессиональному, которое принципиально отличается от бытовой обычной техники. Electrolux был представлен на рынке бытовых услуг и на рынке общепита в значительной степени, насколько я знаю, но это был далеко не самый первый и самый главный. Если мне не изменяет память, 15 лет назад и раньше Electrolux был представлен гораздо шире, но за эти годы появились альтернативные производители, и нельзя сказать, что на этих рынках существует принципиальная группа лидеров, но в связи с событиями этого года эта ситуация сейчас подвисла. Поэтому говорить о том, насколько серьезно скажется уход конкретного бренда с этого рынка, довольно сложно. И то, что с каждым из брендов, с каждым производителем сейчас большие проблемы для всех рынков, которые используют профессиональную технику такого рода, это абсолютный факт. Что касается параллельного импорта, пока об этом говорить трудно, до последнего момента дилерами распродавались складские остатки, насколько мне известно. Они только осваивают эти пути, и что может заменить ранее представленные бренды на российском рынке с точки зрения профессиональной бытовой техники, сказать трудно. Либо это те же производители или их филиалы в других странах, либо это совсем другие, новые производители, которых нужно будет тестировать, смотреть, как работает их техника, насколько она надежна и так далее. Сейчас ситуация по поставкам профессионального оборудования для разных целей на российский рынок находится в подвешенном состоянии. Никаких системных решений по этому поводу нет, никаких системных поставок нет, и в том объеме, в котором все это поставлялось еще в прошлом году, таких объемов не имеет.

— А с ремонтом того, что есть сейчас?

— Проблемы, конечно.

Про ситуацию с оборудованием для ресторанов говорит омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов:

— Electrolux на сегодняшний день для ресторанов представляет практически весь спектр оборудования и работает в премиальном сегменте, это не массовое оборудование, его берут определенные рестораны, определенные повара. При этом я думаю, что уход компании из России — это скорее уход представительства, потому что дистрибьюторы, компании все равно это оборудование будут завозить, как и завозят сегодня. Поэтому ушло представительство, это плохо, где-то, может быть, снизится качество, сервис, но это не принципиальный уход всего оборудования из России, это точно. Electrolux — это плиты, конвектоматы, в первую очередь, конечно, это тепловое оборудование, но Electrolux полностью оснащал весь ресторан при желании, у них есть все. Альтернативы — это все остальные, кто есть на рынке, огромное количество поставщиков оборудования, это и немцы, и итальянцы. И я не говорю о том, что нужна альтернатива, вопрос так не стоит, Electrolux не запретил поставки своего оборудования в Россию, он уходит отсюда, отсюда уходит представительство, никто не мешает привезти оборудование через третью страну или каким-то образом поставить в Россию.

— С обслуживанием проблем не будет?

— Проблемы с обслуживанием будут из-за логистических перебоев с комплектующими в первую очередь, то есть надо, чтобы прошло какое-то время, пока это все наладится.

Из-за ухода из России Electrolux Professional, по данным компании, потеряет больше 3 млн долларов. Но на прибыльность это сильно не повлияет, объем продаж Electrolux в России по итогам прошлого года составил всего 1% от мировых продаж. А потери будут заложены в отчетность за второй квартал, пишет Reuters.