Business FM опросила представителей бизнеса из разных сфер, задав два вопроса: поднимали ли они за последние месяцы цены на свою продукцию и сделали ли это поставщики?

Генеральный директор компании из Петербурга «Мастерпроф» Павел Брун, чье предприятие занимается поставками инженерной сантехники в сети формата DIY и в том числе закупает продукцию, сделанную по своим чертежам в Китае, говорит, что главная проблема не в том, что цены снижаются или, наоборот, растут. Основные сложности появляются из-за колебаний курса. И, что самое важное, стало тяжело прогнозировать. Что касается нынешний ситуации, то, как замечает предприниматель, цены в его секторе постепенно идут вниз.

Павел Брун генеральный директор компании «Мастерпроф» «Цены постепенно снижаются в нашем секторе в соответствии с текущим курсом доллара. Это делается постепенно. Нельзя сказать, что сейчас внутренний курс компании соответствует текущему 61 [рублю], но многие следят за остатками товара на складах, смотрят, по какой цене они были оприходованы, и исходя из этого снижают до 68-70 рублей. Постепенно процесс идет. Для бизнеса, который так или иначе, с одной стороны, связан с импортным материалом, а с другой стороны, как мы, работает с сетями, где изменение цен по щелчку пальцев не делается, плохо любое изменение — как в большую сторону, так и в меньшую. Потому что в этот момент мы оказываемся между молотом и наковальней: с одной стороны, входящие цены растут, с другой стороны, исходящие цены, по которым мы продаем, мы изменить не можем. Для нашего бизнеса важна стабильность. Если курс доллара колеблется в диапазоне плюс-минус 8%, это нормально. Все, что больше, уже проблема для бизнеса. Но самая большая проблема — то, что ты не можешь прогнозировать ситуацию. Ты сейчас продашь товар, который у тебя есть на складе, по курсу 60 рублей, а завтра курс будет 70 или 80 рублей. Никто не знает, какой он будет. И ты уже не сможешь восполнить свои товарные запасы».

Коммерческий директор московской типографии «Скай флекс» — предприятия, которое производит самоклеящиеся этикетки для продуктов и напитков, Ян Шебалин утверждает, что поставки из Азиатско-Тихоокеанского региона идут, сырья достаточно, правда, далеко не всегда хорошего качества. В прошлый раз Business FM разговаривала с предпринимателем в апреле. Тогда он рассказывал, что возник дефицит сырья для производства, из-за чего типографии простаивают. Поставки из Европы были прекращены, а импорт из Азии еще не был налажен. Сейчас же, по словам бизнесмена, нынешнюю ситуацию можно сравнить с серединой нулевых годов, когда в его сфере было немного конкурентов, а цены из-за этого были высокими. Правда, сейчас рост цен связан с другими причинами.

Ян Шебалин коммерческий директор типографии «Скай флекс» «На текущий момент ценовой порог держится не из-за желания бизнесменов, нас, производителей этой упаковки, типографии, а из-за желания и аппетитов поставщиков материалов. Крупные игроки были на рынке, они привезли сейчас много материала с Востока, в частности самоклеящиеся материалы, очень низкого качества. Европейский материал стоил до известных событий 50-60 центов за квадратный метр, сейчас они продают по 90-95 центов. Фактически то же самое — я имею в виду курс евро — рубль, евро — доллар. Но это получается, что этот материал стал на 50-70% дороже. Они стали продавать по такой сформированной цене. У меня 70% себестоимости — это стоимость материала. Потом, чтобы упаковка была цветная, красивая, надо положить на нее печать. Используются краски, которые подорожали в два-три раза. Везут переупаковывать, переклеивать с Востока, из Азии и Европы, но цена стала значительно выше. У нас есть ряд реагентов — это, по-моему, пятый пакет санкций. А силикон используется в полиграфии, в упаковке, в целом в отрасли в достаточно больших количествах, но чистого силикона нет, он под санкциями. И себестоимость, и цена выходная — все выросло».

У генерального директора Кореновского молочно-консервного комбината Игоря Московцева хорошая новость. Цена на сырье сильно не изменилась. Его предприятие находится в кубанском городе Кореновске и известно брендом молочных продуктов «Коровка из Кореновки», которым регулярно угощаются первые лица страны на авиасалоне МАКС. Естественно, что основная стоимость продукции комбината складывается из цены на молоко.

Игорь Московцев генеральный директор Кореновского молочно-консервного комбината «Всегда в структуре себестоимости более 70% — это молоко. Хорошая новость в том, что цена на молоко сильно не изменилась. Можно сказать, она стабильная. На это повлияло, думаю, в том числе снижение покупательной способности, которую отметили практически все. Здесь, на юге, мы готовимся всегда к сезону, летом у нас максимум продаж в категориях молочной продукции и мороженого. Не скажу, что цены сильно снизились, но тенденция к снижению присутствует. Попытки поставщиков сырья поднять цены тщетны из-за того, что такой продукт никто не может себе позволить. Недавно была ситуация с периодическим выпаданием отдельных видов упаковки, но сейчас это восстановилось. И мы не планируем никаких повышений. Наоборот, мы сейчас с торговыми сетями проводим всевозможные активности, прежде всего это акции, скидки. Нацелены на конечного потребителя, чтобы простимулировать спрос. По ингредиентам, по компонентам, по упаковкам и другим комплектующим не прогнозируем, что резко будет меняться ситуация. Могу успокоить, что цена на молочную продукцию не должна меняться. [Цена иногда растет] не по инициативе производителя, это логистическая цепочка может добавлять. Но сейчас рынок транспортных услуг стабильный, поэтому ни хранение, ни промежуточная доставка сильно не изменились».

У Дениса Кутергина, сооснователя онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com, Business FM решила спросить о ценах, которые на его сервисе выставляют исполнители работ: к примеру, ремонт квартиры, бытовой техники и так далее. Предприниматель рассказывает, что за последние месяцы достаточно сильно выросло количество людей, кто решил зарабатывать самостоятельно. По сути, это вовлеченные в малый бизнес люди. Соответственно, усилилась конкуренция — исполнители работ идут на демпинг. То есть цены на их услуги снижаются. Но у некоторых они выросли, и это связано с закупкой расходных материалов, например строительных. Также выросли цены на некоторые отдельные услуги.

Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Мы видим, что изменения по стоимости услуг коснулись только тех категорий, в которых используются дополнительные расходные материалы. При этом в услугах, где они не используются, произошло даже удешевление. Удешевление вызвано тем, что из-за февральских событий количество исполнителей — людей, которые хотят зарабатывать, — увеличилось. У нас с февраля по март за аналогичный период прошлого года рост исполнителей составил более 40%. В условиях конкуренции повышать цены неэффективно. Для многих исполнителей демпинг — это одна из немногих возможностей для того, чтобы привлечь клиента. При этом в категориях, где требуется расходный материал либо строительный материал, цены выросли. Сильнее всего мы видим увеличение стоимости услуг в категории «установка и ремонт техники». Она выше примерно на 43% относительно прошлого года. А вот в «ремонте и строительстве» стоимость сократилась на 8%, если не считать только стоимость услуг, по сути, стоимость человеко-часа. Также незначительно выросли цены в категории «фриланс» — различная разработка сайтов, услуги по дизайну, по копирайтингу. Здесь, несмотря на то что никаких расходных материалов нет, нам кажется, что подорожание связано с тем, что часть исполнителей уехали, либо у них изменились жизненные условия, либо непропорционально увеличилось количество заказов в связи с тем, что многие компании стали замещать на фрилансе часть услуг».

Если вы предприниматель и вам есть что рассказать, обращайтесь в редакцию Business FM через рубрику «Бизнес говорит».