Водителей и владельцев грузовиков могут начать наказывать штрафом в 10 тысяч рублей и лишением прав на срок до полугода за отказ пройти весогабаритный контроль по требованию инспектора Ространснадзора. Соответствующие поправки в административный кодекс инициировал Минтранс.

Ранее за отказ от прохождения процедуры санкций предусмотрено не было. Максимум, что могло грозить водителю — 500-800 рублей за невыполнение требований сотрудника ГИБДД об остановке. Число водителей, уклоняющихся от проверки, по данным Ространснадзора, выросло с 15 тысяч в 2019 году до 21 тысячи в 2022 году. Вероятно, такой рост количества уклонистов связан с тем, что сейчас в случае, если перевес найдут, владельцу грузовика придется заплатить до 500 тысяч рублей штрафа. Проблему весогабаритного контроля новые штрафы не решат, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин вице-президент Национального автомобильного союза «Весовой контроль — это главная, наверное, сейчас проблема для большегрузного транспорта на дорогах. Государство это понимает и пытается это сферу реформировать, причем с двух сторон. С одной стороны, пытается ввести контроль за пунктами весового контроля, там, например, если образуется небольшая колейность, данные сильно искажаются и штрафы генерируются, даже если машина реально без перевеса. С другой стороны, бизнес пытается найти лазейки, штраф за перевес — это сотни тысяч рублей, это штрафстоянка и так далее. Штраф на водителя был меньше, сейчас его сделают тотальным, по сути, потому что предусматривается лишение на право управления транспортным средством, то есть человека на полгода оставят без заработка в данном случае. Понятно, что на это никто не пойдет. К глубокому сожалению, проблема не решится таким образом, то есть недовольных водителей в белом поле будет больше, но параллельно будут давать взятки, чтобы этот штраф не выписывался, и взятки большие, это раз. Во-вторых, самая большая проблема с перевесами на юге, на зерновозах, и сейчас начали использовать машины на украинских номерах с водителями, которые имеют соответствующее украинское водительское удостоверение, и они под эти санкции не попадают по большому счету, они едут себе и едут с любой массой. Поэтому грустно, но именно водители в белом поле попадут под этот штрафной удар, а вся серая и черная экономика получит дополнительные плюшки и бонусы».

Суммы штрафов в административном кодексе в последние годы растут не только в сфере дорожного движения, говорит московский юрист Виктор Вэскер:

Виктор Вэскер московский юрист «Еще совсем недавно самое страшное, что могло грозить физическому лицу, водителю, это штраф 5 тысяч рублей. Но не только водителю, это по всем практически статьям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Но потихонечку федеральные законодатели статья за статьей начали превышать этот штраф в 5 тысяч рублей, то 10 тысяч рублей, то 15 тысяч, то 20 тысяч, то 30 тысяч рублей. На данный момент мы имеем, к сожалению, не очень адекватную таблицу величины штрафа к тем возможностям, которые граждане могут оплатить. Что касается штрафа в 10 тысяч рублей, тут достаточно большой штраф для такого вида правонарушения. Тем не менее, сама процедура привлечения к ответственности, наверное, в какой-то степени обоснована. Когда водитель отказывается пройти контроль и без помощи водителя никто не может сесть в его машину и за него проделать те манипуляции, которые необходимы для проведения этого контроля. Здесь аналогия по состоянию опьянения, когда привлекают водителя, когда он отказывается пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, его все равно привлекают именно как пьяного человека, потому что никто не может его скрутить и заставить поехать в больницу и сдать анализы».

Одной из причин введения новых штрафов в Минтрансе указали то, что загруженные сверх нормы грузовики наносит ущерб дорогам. По данным ведомства, это увеличивает расходы на их содержание более чем на 700 млрд рублей в год только на федеральной сети.