Онлайн-сервисам придется платить налог за тяжелый трафик
В первую очередь дополнительные расходы ждут зарубежные сервисы, которые создают большие потоки информации. Пока неизвестно, когда введут эту меру и каким будет налог. Станут ли компании платить и подорожают ли сервисы для потребителей?
Читать на полной версииНекоторые онлайн-сервисы могут обязать дополнительно платить операторам за интернет-трафик. Речь идет о площадках, которые создают большие потоки информации, к примеру это могут быть видеохостинги, онлайн-кинотеатры и другие IT-компании. Это предложение сформулировано в проекте стратегии развития связи до 2035 года, пишет газета «Коммерсантъ».
Эксперты предполагают, что в первую очередь инициатива направлена на получение отчислений с зарубежных сервисов: Google, YouTube, WhatsApp (принадлежит признанной экстремистской и запрещенной в России компании Meta), Telegram и других.
Когда именно подобная мера может быть введена, насколько высоким будет налог и как будут определять компании, обязанные этот налог уплачивать, не уточняется.
Далеко не факт, что в текущей ситуации иностранные компании согласятся платить, считает главный редактор Vilianov.com Сергей Вильянов:
Сергей Вильянов главный редактор Vilianov.com «Все потребители контента, о котором идет речь, и так уже платят операторам за услуги. Каждый платит за домашний интернет-канал, бизнесы платят за свои интернет-каналы. Все услуги по передаче контента уже оплачены, и брать еще раз за это деньги — довольно необычное решение. Обычно это решается повышением тарифов для пользователей. Сейчас операторы проводного интернета, по каким бы технологиям он ни предоставлялся, немного исчерпали возможности дешево расширять каналы. Если еще недавно были способы почти бесплатно расширять пропускную способность оптических каналов, то сейчас уже все расширено так, что дальше некуда. Если трафик будет расти таким же темпом, каким он растет сейчас, надо будет строить новые каналы связи, а не расширять уже имеющиеся. Это совсем другие затраты, которые нужно на кого-то возложить. Возлагать их на конечных пользователей — это чревато, может возбудиться ФАС, а таким способом если удастся получить деньги от западных сервисов, то почему бы и нет, это вполне логичный шаг. Но тут очень тонкий момент по получению денег, я боюсь, что сейчас многие сервисы это проигнорируют, скажут: «Ладно, что ж, хотите, а мы не хотим». Не думаю, что это дополнительный повод для блокировок, это скорее пространство для торга, который неизбежно начнется, когда ситуация нормализуется».
Согласно проекту стратегии развития связи, российские компании, которые входят в реестр организаторов распространения информации, такие как VK, Rutube, «Яндекс» и другие, могут освободить от такого налога. При этом мера может коснуться российских онлайн-кинотеатров.
Этот налог так или иначе будет переложен на конечного потребителя, считает генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:
В проекте стратегии развития связи в России с 2024-го по 2035 год говорится, что объем трафика в России будет увеличиваться не менее чем на 25% в год. В первую очередь за счет все большего количества видео в высоком разрешении 4K и 8K.