Российские нефтяники считают недостаточными темпы снижения ключевой ставки
Уже несколько крупнейших российских нефтяных компаний, включая саму «Роснефть», сообщили о сокращении выручки и падении прибыли в первом полугодии 2025 года. Экспортеры нефти хотят ослабить рубль и снизить стоимость обслуживания кредитов, для чего нужно снизить ключевую ставку. Насколько этот сценарий реален?
Читать на полной версииОбновлено в 21:20
Игорь Сечин назвал недостаточными темпы снижения ключевой ставки. По словам главы «Роснефти», одно из последствий жесткой денежной политики — излишнее укрепление рубля, которое приводит к потерям экспортеров. Кроме того, это увеличивает процентные расходы компаний.
«Роснефть» опубликовала комментарий Сечина вместе с отчетностью за первое полугодие, из которой следует, что чистая прибыль за 6 месяцев сократилась на 68% год к году. Другие российские нефтяные компании тоже сообщили о сокращении выручки и падении прибыли. Похожая ситуация и в других отраслях.
Глава Роснефти объяснил снижение прибыли в первом полугодии целым рядом факторов. Это и перепроизводство, связанное с активным наращиванием добычи нефти странами ОПЕК, и повышение дисконта на российскую нефть. Отдельно Игорь Сечин высказался по денежно-кредитной политике. Он считает, что одним из следствий высокой ключевой ставки стало «излишнее укрепление курса рубля», которое приводит к потерям как бюджета России, так и компаний-экспортеров. Он также отметил, что высокая ставка «приводит к росту расходов на обслуживание долга, что ухудшает финансовую устойчивость корпоративных заемщиков, ведет к сокращению прибыли и подрывает их инвестиционный потенциал».
В этих условиях Роснефть сконцентрируется на высокомаржинальных проектах с особым налоговым режимом, включая «Восток Ойл» и «Сахалин-1». В комментарии Сечина нет тезиса о чрезмерно высокой налоговой нагрузке в нефтяной отрасли, но это само собой подразумевается. Продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
С другими отраслями, на самом деле, тоже не все хорошо. В последнюю неделю августа не только «Роснефть», но и множество других крупных российских компаний отчитались за первое полугодие. Полученные финансовые результаты оказались хуже прогнозов, а в отдельных случаях — существенно хуже. Причины те же, о которых говорит и Сечин — за исключением, конечно, падения нефтяных цен. Говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
Конечно, не только ЦБ несет ответственность за то, что происходит сейчас в экономике. Но многие винят в этом только регулятора. Конечно, укрепившийся из-за высокой ставки рубль негативно влияет на экономическую активность. Многие владельцы и руководители предприятий, которых ранее опрашивала наша радиостанция, жаловались на то, что и обычные потребители, и партнеры по бизнесу вместо того, чтобы тратить свободные деньги, размещают их в банках под высокий процент. Кредитование замедлилось, сильный рубль сокращает доходы экспортеров и российского бюджета. С этим тоже никто не спорит. Но одним только снижением ключевой ставки это уже не исправить. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович:
Но ничего кроме смягчения денежно-кредитной политики пока не придумывается. Как ожидается, на ближайшем заседании ЦБ примет решение понизить ставку на 2 процентных пункта, до 16% годовых. А к концу года, по прогнозам аналитиков, ставка опустится до 14%. Но эффект будет не мгновенным. Последствия снижения «ключа» мы ощутим, скорее всего, уже в следующем году. При этом прогноз по росту уже достаточно скромный. В Минфине ожидают увеличения ВВП на 1,5% по итогам года. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН ожидает и того меньше: 1,2%.