«Яндекс Маркет» установит сниженную комиссию за размещение и ограничит применение собственных скидок. Первой в рамках эксперимента станет категория «товары для красоты».

Для продавцов, хранящих товары на складах «Яндекс Маркета», комиссия будет 5%. Для тех, кто продает со своего склада, — 12%. Ранее максимальный уровень комиссий в этой категории был 48%. Продавцы, которые сами хранят, собирают и доставляют товары, могут получить дополнительную скидку за скорость отгрузки. Маркетплейс ограничит собственные скидки сверх той цены, которую устанавливают партнеры: итоговую стоимость на витрине определяет продавец.

Компания проанализирует итоги эксперимента и, в случае позитивных результатов, масштабирует модель на все остальные категории уже в первой половине грядущего года, заявили в «Яндекс».

По данным Data Insight, по итогам прошлого года «Яндекс Маркет» занимает третье место по продажам среди российских маркетплейсов — его оборот составил полтриллиона рублей. В то же время оборот Wildberries в шесть раз больше — 3,3 трлн. На втором месте Ozon — 2,5 трлн.

Радиостанция Бизнес ФМ решила узнать у селлеров различных площадок, что они думают об этой инициативе «Яндекса» и есть ли повод для оптимизма?

Роман Гарнер, селлер из Санкт-Петербурга, продает бытовую технику:

«Для меня как для продавца это хорошая новость. Естественно, я жду, что и в моей категории товара тоже будут такие привилегии. И это отличный ход конем. Насколько я понимаю, сейчас публично началась такая тихая война между банками и маркетплейсами, я так понимаю, по поводу того, что они скидки убирают. И плюс — это хороший ход конем к остальным маркетплейсам, потому что сейчас среди продавцов зреет огромное недовольство по поводу высоких комиссий, в Ozon вообще какие-то нереальные комиссии. Я лично вообще оттуда ушел, потому что и товар месяцами обратно не возвращается, и комиссия огромная, то есть там в минус просто продаешь. У нас как идет? Первым по количеству продаж конкретно моей категории шел Wildberries, потом Ozon, в то время, когда я там работал, потом «Яндекс Маркет» и потом «Сбер». И «Яндекс Маркет», получается, сейчас просто перетащит к себе очень много продавцов благодаря сниженным комиссиям. А, как следствие, с ростом предложения будут расти и покупки. Собственно, отличная новость, и я надеюсь, это начало нового тренда для маркетплейсов».

Селлер Владислав, торгует товарами для красоты и здоровья:

«По моим товарам «Яндекс» очень сильно отстает от Ozon и Wildberries. Может быть, эта инициатива поможет им селлеров привлечь. Не знаю. Но в любом случае тенденция положительная. И остается открытый вопрос, как это вообще в конечном итоге, хотя бы в среднесрочной перспективе, себя покажет. И смогут ли они заманить селлеров туда? Может, тоже это их цель, не знаю, надо смотреть. Но в целом интересно поработать с этим. А ключевое еще, почему выгодно селлерам это все дело, — налогооблагаемая база будет понижаться, то есть налог-то платится с оборота».

Илья, руководитель курской компании, которая продает на маркетплейсах радиоэлектронное оборудование:

«Инициатива хорошая, конечно. Для селлера все отлично, снижение комиссии. Я там услышал и про [ограничение собственных скидок площадки], эти автодобавления в акции, чем злоупотребляют все маркетплейсы, — то есть селлер должен постоянно следить, а не засунул ли маркетплейс какой-нибудь мой товар в акцию с 50-процентной скидкой, я его там продам за полцены. Я так понимаю, что «Яндекс Маркет», пытаясь приманить к себе продавцов, повысить престиж своей площадки, делает более лояльные условия. Но надолго ли это или ненадолго — неизвестно. То есть до этого тоже Ozon заманивал: там и маленькие комиссии у нас, и все мы компенсируем. Потом, как практика показывает, начинают и комиссии возрастать, и проблемы с компенсацией, и условия ужесточаются. Но вообще инициатива хорошая; конечно, хотелось бы по всем группам товаров, чтобы комиссия была меньше, чтобы эти добавления в акции и всякие злоупотребления маркетплейсов были меньше. Это понятно, что такая замануха у «Яндекса»: приходите, у нас лучше. Я думаю, сейчас и Ozon, и Wildberries тоже что-то предпримут. Это было бы неплохо, если бы между ними действительно была такая конкуренция».

Селлеры уже неоднократно жаловались, что высокие комиссии маркетплейсов порой просто уничтожают их бизнес. Причем нередко виноваты не только площадки, но и покупатели.