16+
Суббота, 13 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
2 декабря 2025, 20:38 Компании

«Как работать — непонятно»: селлеры начали жаловаться не только на маркетплейсы, но и на покупателей

Производители заявляют о резком росте издержек при работе с маркетплейсами

Лента новостей

По их словам, комиссии, логистика и возвраты фактически «съедают» большую часть выручки, а налоговая нагрузка не учитывает реальные расходы. Бизнес предупреждает, что текущая модель онлайн-ретейла делает производство нерентабельным

Фото: freepik.com

В редакцию Бизнес ФМ обратился Андрей Лошкарев — председатель совета директоров и управляющий компании Cosmotex, которая производит верхнюю одежду на площадках в Ивановской области. Он заявил о том, что нынешние правила игры на рынке розничных продаж ставят российских производителей на грань выживания. И виной тому — политика маркетплейсов и «абсолютно развращенный» потребитель.

По подсчетам компании Cosmotex, расходы на любую цифровую платформу составляют около 55% от суммы продаж на этой площадке без учета доли затрат на это направление в общих расходах на оплату труда менеджеров, бухгалтеров, дизайнеров и так далее. В условных единицах, отталкиваясь от выручки, это выглядит так:

Андрей Лошкарев председатель совета директоров и управляющий компании Cosmotex «Возьмем за 100% сумму, на которую мы продали товары в маркетплейсе. Далее мы начинаем из этой суммы вычислять расходы. Комиссия маркетплейса составляет примерно 30%. Дальше есть такая статья расходов, как логистика. Расходы на логистику очень выросли за последнее время и составляют примерно 20% от суммы реализованного товара. Добавляется еще стоимость хранения, добавляется такая позиция, как штрафы. И есть еще такая статья, как разные удержания за внутреннее продвижение, еще что-то».

При этом налог начисляется без учета затрат на комиссии, штрафы и прочие расходы, связанные с продажами на маркетплейсах. Вот конкретные показатели компании Cosmotex: налоговая видит выручку в 11,2 млн рублей и начисляет налог, а до компании на самом деле дошло только 5,4 млн. Отдельно собеседник радиостанции остановился на резко подорожавшей логистике.

По словам Андрея Лошкарева, «космические» расходы в этой части связаны с абсолютной «развращенностью» покупателя. Ведь если еще несколько лет клиент заказывал одну-две единицы товара (например, куртку в двух размерах), теперь это четыре куртки — одна и та же модель в двух размерах и в двух цветах. А купит он в лучшем случае одну. Оставшиеся три куртки будут месяц кататься по стране за счет продавца, продолжает Лошкарев:

«Если брать региональные продажи, то по срокам товар едет до пункта выдачи до недели, еще дней десять он там может спокойно лежать, ждать покупателя, и потом примерно неделю едет обратно на склад маркетплейса, и до недели он там встает в продажу, обратно возвращается. То есть три-четыре недели уходит на то, чтобы товар, который мог бы продаваться, из оборота выпадает. И, соответственно, мы оплачиваем всю эту логистику ненужного товара. А теперь представьте, что все то же самое происходит не на одном, а на трех маркетплейсах».

И бизнес ничего не может с этим сделать. Практически весь клиентский трафик ушел на маркетплейсы. И если тебя там нет — тебя нет на рынке. Пример той же компании. Зимняя мембранная куртка на сайте самого производителя стоит 12 900 рублей. И точно такая же в магазине этого же бренда, но на Ozon, стоит 9 400. Эту разницу обеспечивает маркетплейс, но история эта не бесплатная, говорит Андрей Лошкарев:

«Когда мы цену выставляем изначально на маркетплейсах, она примерно столько же и стоит. Но маркетплейсы, давая за свой счет СПП — скидку постоянного покупателя, могут эту цену просто снизить до тех значений, о которых вы сказали. То есть они с нами расплачиваются по оговоренной цене, по цене реализации. А эти скидки они берут из своей комиссии. Надо понимать, что чтобы делать скидку 40%, у тебя комиссия должна это позволять. То есть у тебя комиссия, логистика и прочие разные платежи, которые делает селлер, должны позволять эту скидку покрывать».

По словам собеседника редакции, только для того, чтобы выходить в ноль в нынешних условиях, его компания должна повысить цены на 20-30% к текущему уровню, что попросту убьет бизнес. Потому что рядом на тех же маркетплейсах продаются дешевые куртки китайских производителей, которые получают огромные преференции не только у себя на родине, но и нашим маркетплейсам платят комиссии значительно ниже тех, что эти же площадки выставляют для отечественных производителей и селлеров. В интересах маркетплейсов сделать все, чтобы покупателю было удобно и выгодно покупать не вставая с дивана. И пока это работает. Но законы экономики устроены так, что рано или поздно оплачивать этот праздник комфорта и выгоды будет просто некому.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию