Девелоперская репутация: итог молчания
26% крупнейших российских девелоперов имеют проблемы с репутацией собственников в поисковиках «Яндекс» и Google. Отчасти потому, что собственники эти избрали стратегию отказа от публичности
Читать на полной версии«Роль репутации девелоперов при выборе квартир в новостройках неуклонно растет, зачастую более востребованными оказываются новостройки от проверенных игроков, а проекты от компаний со сравнительно небольшим опытом редко быстро обретают популярность. То есть покупатели, как правило, ориентируются на наличие успешных кейсов: комплексов, введенных в эксплуатацию с соблюдением заявленных сроков, построенных в соответствии с проектной документацией и рендерами», — так в совсем недавнем разговоре с Бизнес ФМ эксперты отвечали на вопрос о важности девелоперской репутации на современном рынке недвижимости.
Но эксперты или лукавят и сознательно не упоминают в комментариях, или просто не задумываются над тем, что репутация имеет еще одну составляющую. А тут вот какое дело: каждый четвертый девелопер из топ-1000 крупнейших застройщиков России имеет хотя бы один негативный материал о собственниках на первой странице поисковой выдачи «Яндекса» и Google. К такому выводу пришла компания Avagard в ходе исследования, данные которого приводит Единый ресурс застройщиков.
Как отмечают авторы исследования, большинство собственников (45%) упоминаются в контексте внимания к ним органов правопорядка (судебных разбирательств, проверок соблюдения закона, допросов), значительная часть (40%) — в контексте нелегального дохода (имеются в виду злоупотребления связями с властью и серые финансовые схемы). Только 25% имеющегося негатива действительно связано с жалобами на низкое качество строительства и еще 19% — с плохим финансовым положением.
Где именно можно найти отзывы с большим знаком минус? Да прежде всего в СМИ — на них приходится 73% соответствующих упоминаний. Далее с огромным отрывом идут платформы типа «Дзен» и Telegram (30%), агрегаторы репутационных атак (23%), соцсети (15%), онлайн-базы судебных дел (4%).
Регионы, в которых больше всего девелоперов с негативными отзывами о владельцах компаний, — Воронежская (59%) и Самарская (47%) области, Удмуртия (38%), Москва (35%), Татарстан (35%) и Санкт-Петербург (33%). А регионы с наименьшей долей негатива в адрес собственников — Дагестан (4%), Ростовская область (5%), Пермский край (6%), Иркутская область (7%), Чечня (7%) и Крым (9%).
При этом, как гласит исследование, минимум треть нежелательных публикаций о владельцах девелоперов имеют признаки сфабрикованности: на поверку это бездоказательные обвинения, опубликованные на агрегаторах репутационных атак, платформах без модерации, в соцсетях и желтых СМИ. Отчасти проблема в том, считают в Avagard, что собственники 78% девелоперских компаний или тщательно скрываются, или, может, не столь тщательно, но все равно не имеют публичного образа: в интернете почти отсутствуют ссылки на их биографии, статьи, интервью. Это создает информационный вакуум, который препятствует формированию доверия и легко заполняется неподконтрольной информацией со стороны третьих лиц.
«Информационный вакуум и негатив в поисковой выдаче создают угрозу для репутации как собственника, так и компании. Работая с лидерами рынка девелопмента, мы сталкивались с ситуациями, когда всего одна интернет-ссылка приводила к блокировкам банковских счетов и значительным финансовым потерям», — подчеркивает директор Avagard Кирилл Цибизов.
Добавьте к этому возможные проблемы во взаимоотношениях с органами власти, партнерами и подрядчиками, сложности с наймом сотрудников и привлечением инвестиций… Словом, молчание в современном информационном мире — не всегда золото. И чем активнее тот или иной «сильный девелоперского мира сего» скрывает свое лицо, тем больше вымыслов и домыслов и вокруг этого лица, и вокруг его компании.