Президент России Владимир Путин получил по дипломатическим каналам приглашение от США войти в состав Совета мира по Газе, Москва его изучает и надеется на контакты с американцами для прояснения деталей, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Ранее стало известно, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев тоже получил официальное приглашение президента США Дональда Трампа войти в состав Совета мира по Газе.

В состав совета уже вошли госсекретарь США Марко Рубио, спецпосланник Трампа Стив Уиткофф и зять американского лидера инвестор Джаред Кушнер, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, глава Всемирного банка Ажай Банга и заместитель советника по нацбезопасности США Роберт Гэбриел. Список приглашенных быстро пополняется и будет закрыт, видимо, к концу текущей недели.


Приглашение стать членами Совета мира получили одновременно лидеры России, Таиланда и Белоруссии. Можно предположить, что в основу формирования положен принцип, согласно которому речь идет о политиках, предпринимателях или международных чиновниках, которых 47-й президент Америки Дональд Трамп знает лично и с которыми предпочитает работать. Пока — над вторым этапом процесса урегулирования в секторе Газа после прекращения огня между Израилем и ХАМАС. Однако, согласно уставу, утекшему в прессу, Совет мира может получить гораздо более широкие функции. Он описан как «международная организация, стремящаяся содействовать стабильности, восстанавливать надежное и законное управление и обеспечивать прочный мир в районах, затронутых конфликтами или находящихся под угрозой». Под это подойдет и кураторство над прекращением огня и восстановлением на Украине, когда и если оно там начнется.

Создается впечатление, что структура задумана как открытый противовес ООН и ее Совету безопасности. Можно сравнить и с «Большой семеркой», и с «Большой двадцаткой». И в этом случае на уровне проекта сравнение будет, пожалуй, в пользу создаваемой структуры. Тем более что в уставе еще и подчеркивается «необходимость создания более гибкого и эффективного международного органа по миростроительству».

Сам Совбез ООН и дал согласие на формирование Совета мира в ноябре 2025 года. Показав свою полную беспомощность перед ближневосточным конфликтом, как и перед многими другими, он по факту признал новую реальность. Тем более что решающую роль в прекращении огня в Газе сыграли именно американские переговорщики. Правда, Израиль уже выступил против Совета мира, заявив, что в таком виде он «не был согласован с Израилем и противоречит его политике». В исполнительном совете есть лишь один израильский бизнесмен, а вот израильские правительственные чиновники в него не включены. Также часть израильской правящей коалиции возражает против участия Катара и Турции. В Израиле на первое место ставят демилитаризацию Газы. Однако ХАМАС пока так и не согласился сложить оружие.

Председателем Совета мира, разумеется, будет сам Трамп. Он и формирует его состав. Есть пока лишь предварительный список не только членов совета, но и тех, кто войдет в две подчиненные ему структуры — исполнительный комитет Совета мира и исполнительный комитет по Газе. В состав исполнительного совета Газы входят среди прочих Али аль-Тавади, высокопоставленный катарский чиновник, и Хакан Фидан, глава МИД Турции. Приглашения в Совет мира ранее получили президент Аргентины Хавьер Милей, премьер Канады Марк Карни и президент Турции Реджеп Эрдоган, а также лидеры Венгрии, Вьетнама, Индии, Франции, Германии и даже Австралии, Парагвая и Албании плюс глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Китай пока не приглашен. Предполагается участие Египта, соседствующего с Газой, и короля Иордании Абдаллы II. В совет войдет и глава Всемирного банка Аджай Банга.

Решения в совете должны приниматься большинством голосов по принципу «одна страна — один голос», но утверждать их будет председатель. Трамп сможет исключать членов совета, а вот заблокировать это решение можно будет двумя третями голосов. Важна и терминология. В отличие от Совета Безопасности ООН, который переводится на английский как Council, этот совет обозначен как Board of Peace. Термином council обычно обозначают группу избранных или назначенных лиц, создающую законы, правила, принимающую решения и, как правило, имеющую представительский характер, в том числе в муниципальных или законодательных органах. Второй термин — board — из сферы бизнеса, когда речь идет о группе людей, обладающей управленческими, надзорными или консультативными полномочиями, часто в бизнесе и корпорациях, фокусируясь на управлении и стратегии. Неудивительно, что появился и принцип платного членства: тот, кто претендует на членство дольше трех лет, должен внести миллиард долларов в первый год работы. Более короткое членство бесплатно.

Административных расходов, которые раздувают обычно международные организации, не предполагается. Собранные деньги пойдут на восстановление Газы, где разрушено 80% зданий. Если по миллиарду внесут хотя бы четыре участника, то Совет мира будет богаче ООН, бюджет которой на этот год запланирован в размере 3,3 млрд долларов. 22% платят США, 20% Китай, Великобритания (3,991%) и Франция (3,858%) — чуть менее 4%, Россия — 2,094 %, меньше всех других постоянных членов Совбеза.

Не очень понятно, какие меры принуждения к выполнению своих решений сможет применять Совет мира. Тем более что Трамп в пригласительных письмах написал, что новый орган проявит «новый смелый подход к урегулированию глобальных конфликтов». Ранее Москва в общих чертах одобрила американский подход к урегулированию в Газе: мол, ничего лучше этого все равно нет. По идее, тогда и в совет надо вступать, тем более с учетом возможного расширения сферы его интересов. При всех пока непроясненных условиях его функционирования, возможно, это тот клуб, где стоит иметь членство. На всякий случай.