В договорах купли-продажи все чаще стали появляться формулировки о мошенниках и статусе иноагента. Об этом Бизнес ФМ рассказали риелторы.

Первый пункт — это заверение продавца в том, что он действует добровольно, а не под влиянием мошенников, не является участником сомнительных операций и понимает, что после продажи квартиры утратит все права на нее и должен будет ее освободить. Другой пункт — гарантия продавца, что он не иноагент и у него отсутствует специальный рублевый счет.

Зачем нужна такая «юридическая перестраховка»? Комментирует риелтор, эксперт по недвижимости Александр Харыбин:

Александр Харыбин риелтор, эксперт рынка недвижимости «Время от времени, действительно, такие формулировки включают в договоры купли-продажи просто потому, что многих напугало «дело Долиной». Я считаю, что эти формулировки как успокоительное могут быть в договоре и, может быть, даже немножко чем-то кому-то помогут. В принципе бумага все стерпит, это абсолютно нормально и адекватно. Если говорить про нас, мы эти формулировки уже давно включаем в договор на всякий случай. На мой взгляд, они могут помочь, если будет суд, если будет опять такая ситуация. Здесь уже черным по белому написано, что человек действительно понимает, что он делает, что он продает квартиру, что он заявляет, что он не находится под влиянием третьих лиц. Встать суду на сторону покупателя будет проще простого».

Право на использование таких формулировок в договорах продавец и покупатель имеют, только едва ли это на что-то повлияет, рассуждает партнер, руководитель уголовной практики адвокатского бюро КИАП Дмитрий Григориади:

Дмитрий Григориади партнер, руководитель уголовной практики адвокатского бюро КИАП «В Гражданском кодексе есть статья «свобода договора»: стороны имеют право вписывать любые условия, которые не противоречат действующему праву. Есть определенные требования к таким договорам со стороны Росреестра, если речь идет о купле-продаже недвижимого имущества. Формулировки всегда более сжатые, более строгие и должны соответствовать определенным параметрам для того, чтобы такая сделка прошла государственную регистрацию. Тем не менее какой-либо конкретной формы либо бланка в стране нет. Другое дело, что бы стороны ни вписывали в договор, всегда оцениваются со стороны контрольных, правоохранительных, судебных органов именно последствия, которые наступают. И часто бывают ситуации, когда стороны что-то вписывают, но по факту появляются какие-то события, которые влекут за собой ущерб, вред либо преступление. И на эти формулировки в договоре уже никто не смотрит. Эти параметры будут иметь некоторое косвенное доказательное значение в пользу определенной стороны. Но, как показывает практика, писать в договоре можно все, что угодно, а потом суды уже оценивают комплексно, исходя из всех обстоятельств. И эти формулировки зачастую вообще не имеют никакого значения».

В последнее время в России участились случаи, когда сделки по продаже недвижимости отменялись судами по требованию продавца. Поводом для этого становились утверждения, что владелец квартиры действовал под влиянием мошенников.