Туннель под Ла-Маншем связал ФРГ и Францию
Лента новостей
С помощью решительных, но запоздалых мер Alstom отстаивает свою фактическую монополию на поставку поездов для Eurostar — оператора пассажирских перевозок под Ла-Маншем
С помощью решительных, хоть и запоздалых мер французская компания Alstom отстаивает свою фактическую монополию на поставку поездов для Eurostar — оператора пассажирских перевозок по туннелю под Ла-Маншем.
Как сообщает Deutsche Welle, гром грянул после недавнего объявления о том, что тендер на поставку десяти новых поездов выиграл не Alstom, который пополняет евростаровское депо уже 16 лет, а его конкурент — немецкий концерн Siemens. И это несмотря на то, что Eurostar на 55% принадлежит французской железнодорожной компании SNCF. Похоже, именно это обстоятельство усыпило бдительность французов.
Консорциум Eurostar настаивает на том, что в его решении нет никакой политики: мол, победа досталась сильнейшему участнику конкурса. Генеральный директор компании Николя Петрович объясняет: «Мы объявили тендер с определенным перечнем объективных критериев — это технические требования, требования к вместимости, к пассажирскому комфорту, к срокам поставки вагонов, цене и так далее, и в итоге предложение Siemens по совокупности оказалось лучшим».
Монополия на безопасность
Париж заявляет, что победа отдана Siemens с нарушениями и должна быть отменена через лондонский суд, куда уже обратился спохватившийся Alstom. Французы делают ставку на действующие нормы обеспечения безопасности пассажиров Евротуннеля, составленные так, что им соответствует лишь продукция Alstom: в частности, это касается длины вагонов — у Siemens они короче — и расположения двигателей, которые у Siemens не сосредоточены в головной части.
Доминик Буссеро, французский госсекретарь по вопросам транспорта, категоричен: «Мы с самого начала говорили руководителям Евротуннеля и Eurostar, что никакие поезда, за исключением нынешних поездов компании Alstom, ходить там не могут. Так что решение, принятое Eurostar, ничего не меняет. Проблема не в конкретном изготовителе: существуют правила безопасности, которые определяют длину и планировку вагонов, порядок эвакуации, систему двигателей и так далее. Выбор, сделанный Eurostar, этим стандартам не соответствует, поэтому он ошибочен».
Требование решать проблему на европейском уровне
С точки зрения оппонентов, этот предлог призван замаскировать протекционизм, с которым страны Евросоюза должны бороться: ссылаться на действующие правила безопасности нельзя, поскольку для данного заказа стандарты были расширены еще полгода назад профильной международной комиссией — с согласия ее французских представителей. Сегодня Париж это согласие дезавуирует. Ссылка же на особую пожароопасность двигателей Siemens, распределенных под полом, выглядит не слишком убедительной: Alstom оборудует свои новые поезда по аналогичному принципу.
«Франция прибегает в отношении железнодорожной компании Eurostar почти что к шантажу», — так расценил действия официального Парижа заместитель председателя комитета по транспорту Европейского парламента Дитер-Лебрехт Кох (Dieter Lebrecht-Koch). В интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk он похвалил фирму, осуществляющую пассажирские перевозки по Евротуннелю, за проявленное мужество. Ведь она не побоялась такого мощного акционера, как французская государственная железная дорога, и, в соответствии с европейскими законами, готова теперь предоставить право перевозить людей под Ла-Маншем не только французским составам.
Депутат, представляющий в Европарламенте ХДС, партию Ангелы Меркель, в радиоинтервью прямо призвал канцлера выступить в защиту интересов производителей немецкого скоростного поезда: «Я ожидаю, что канцлер Ангела Меркель и министр транспорта Петер Рамзауэр обратятся в Европейскую комиссию и изложат ей нашу точку зрения, чтобы там не возникала односторонняя картина». Весьма показательно, что депутат предложил решать проблему сразу на европейском уровне. Урегулирование конфликта на двустороннем — германо-французском — уровне он, видимо, считает бесперспективным.
Далеко идущие последствия
Как бы то ни было, если нынешний конфликт пошатнет сложившуюся систему национальных монополий на европейских железных дорогах, это может привести к потрясениям по обе стороны Рейна. Как отмечает французская пресса, протекционизм присущ и Берлину — Siemens контролирует немецкий рынок единолично, и успешная было попытка Alstom продать немецким железным дорогам — Deutsche Bahn — свои поезда TGV полтора года назад сорвалась в последний момент. Либерализация в этой сфере может привести к труднопредсказуемым последствиям — от позиционной войны производителей до их союза и появления общеевропейского железнодорожного консорциума, который мог бы стать ответом на растущую конкуренцию со стороны азиатских компаний.
Но, каким бы в итоге ни оказалось решение по делу Eurostar, французы будут вынуждены потесниться в 50-километровом туннеле между континентом и Великобританией: Deutsche Bahn на днях уже провел по нему свой пробный состав и планирует в ближайшие несколько лет открыть регулярное сообщение между Лондоном и Франкфуртом-на-Майне. Тем, кто рассчитывал на нерушимость монополии, придется осознать, что их поезд ушел.
Авторы: Денис Локтев / Андрей Гурков
Редактор: Сергей Гуща