16+
Пятница, 20 апреля 2018
  • BRENT $ 73.70 / ₽ 4488
  • RTS1153.59
5 ноября 2010, 21:47 Технологии

Муниципалы остались один на один с электронным завтра

Лента новостей

Муниципальные органы власти остались один на один в деле построения электронного правительства — «Ростелеком», являющийся оператором инфраструктуры электронного правительства в масштабах страны, им помочь не сможет

Участники форума «Развитие информационного общества» пришли к выводу, что муниципальным образованиям не поможет даже «Ростелеком». Фото: is-forum.ru
Участники форума «Развитие информационного общества» пришли к выводу, что муниципальным образованиям не поможет даже «Ростелеком». Фото: is-forum.ru

Муниципальные органы власти остались один на один в деле построения электронного правительства — «Ростелеком», являющийся оператором инфраструктуры электронного правительства в масштабах страны, им помочь не сможет. Об этом и многом другом шла речь на форуме «Развитие информационного общества. Электронное правительство. Регион и муниципалитет.

Так, например, член экспертного совета МОО «Информация для всех» и преподаватель Воронежского государственного университета Алексей Ефремов поднял вопросы информационной безопасности и защиты персональных данных (ПДн) при создании региональных электронных правительств. «Есть понятие суверенитет. Оно связанно в том числе с территорией страны, — уточнил Ефремов. — По мере глобализации общества суверенитет сдавал позиции и сейчас речь идет уже не о территории стран, а о пространствах. При этом многие вопросы перенесены в виртуальную среду, в информационное поле. Но понятие информационного суверенитета вообще нет, как нет и положений об обеспечении суверенитета. Более того, в нормативно-правовых актах (НПА), по сути, закреплена зависимость от зарубежных информационных технологий. Кроме того, оценку уровня электронизации госуправления осуществляют рейтинговые агентства, которые в 2008 году так хорошо поспособствовали финансовому кризису. И теперь никто не может гарантировать, что они не спровоцируют кризис, связанный с госуправлением».

В деле построения электронного правительства на муниципальном уровне были отмечены определенные проблемы. Например, несоответствие типовых форм документов по государственным и муниципальным услугам требованиям законов и НПА. Или отсутствие необходимой инфраструктуры на местах, как и типовых решений по созданию электронного правительства. «С этими проблемами можно справиться сообща, — считает Алексей Ефремов. — За счет организации региональных советов по информатизации, которые будут координировать соответствующую работу местных органов власти и т.п.»

Но имеются проблемы, которые возникнут только завтра. Речь об использовании электронной подписи, электронной медицинской карты, электронного социального паспорта. Пока не ясно, как именно они будут действовать, какую инфраструктуру придется создавать для их обеспечения, их повсеместного использования.

Только этим проблемы органов власти в области электронного строительства не ограничиваются. «Взять тот же хостинг, — рассказал Алексей Ефремов. — Как оказалось, еще совсем недавно 26 из 89 сайтов госорганов не принадлежали им по своей сути. К настоящему времени число «чужих» уменьшилось до 9. С другой стороны, у многих региональных подразделений федеральных органов власти сайты размещены на зарубежных хостинговых площадках. И как в таких условиях они собираются работать с персональными данными — непонятно».

Директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов ознакомил участников форума с инструментом, который может им помочь справиться, по крайней мере, с подготовкой типовых форм документов по государственным и муниципальным услугам, калькулятора регламента госуслуг. По словам Белоусова, этот калькулятор позволяет оперативно подготовить регламент предоставления той или иной услуги с учетом имеющихся нормативно-правовых актов — начиная от Конституции России и заканчивая распоряжением региональной администрации.

По словам руководителя Центра прикладной экономики, в настоящее время ведутся переговоры с Минкомсвязи и «Ростелекомом» о продаже им этого решения. Компания, являющаяся оператором инфраструктуры электронного правительства, намерена встроить разработку Центра в свое типовое решение по построению регионального электронного правительства. Правда, как отметил Юрий Белоусов, переговоры идут ни шатко, ни валко. Аналогичная ситуация сложилась у Центра прикладной экономики с Минэкономразвития, и компания «Ланит», которая разработала по заказу названного ведомства сводный реестр госуслуг, не прочь дополнить его названным инструментом.

Здесь Белоусов отметил, что Центр прикладной экономики подождет конца текущего месяца. И если к этому времени переговоры завершены не будут, то центр напрямую предложит региональным органам власти приобрести подписку на калькулятор. То есть заплатив 50 тысяч рублей, региональные органы власти вправе будут получать доступ к калькулятору и смогут в течение года с его помощью разрабатывать регламенты госуслуг, которые необходимо перевести в электронную форму.

Как оказалось, нереализованность государственных услуг в электронном виде, наличие проблемы с выполнением соответствующих проектов — это еще не самая главная беда.

По словам Белоусова, основная беда заключается, в частности, в том, что население не пользуется даже теми электронными услугами, которые уже реализовало государство. Так, по его словам, средняя посещаемость региональных порталов госуслуг составляет 50-60 посетителей в день. Это в среднем. А, например, в Москве со всем ее многомиллионным населением посещаемость портала госуслуг составляет всего 9 тысяч обращений в месяц. А в Нижнем Новгороде, где популяризации портала и повышению компьютерной грамотности населения уделяют повышенное внимание, месячная аудитория составляет около 100 тысяч.

Кстати, низкая компьютерная грамотность населения — еще одна из основных причин невостребованности электронных госуслуг, даже в тех регионах, где они предоставляются. При этом основным контингентом «неграмотных» являются люди старшего поколения. Поэтому регионам необходимо заниматься повышением их уровня компьютерной грамотности. Причем, по словам заместителя рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию информационного общества Марии Лазаревой, наиболее оптимальной для обучения группой, в рамках одного региона, является аудитория в 1,5–5 тысяч человек. Впрочем, Лазарева привела примеры, когда у вполне освоившихся с информационными технологиями «бабушек» получается отстаивать свои права через Интернет. В одном случае пожилая женщина смогла успешно пожаловаться на соседей, ремонтирующих свою квартиру и мешающих ей смотреть сериалы. Жалоба была настолько проникновенной, что уже через день появились чиновников с силовой поддержкой. К счастью, конфликт был решен полюбовно.

Второй пример — эффективная жалоба через Интернет на нерадивых строителей, затянувших возведение детского городка во дворе одного из домов Москвы. Надоевшая неустроенность двора сподвигла одного из жителей написать и отправить по электронной почте жалобу приблизительно такого содержания: «Затянуто сверх всякой меры строительство детского городка имени Владимира Владимировича Путина. Примите меры». Через день стройка кипела и бурлила круглые сутки — в ночное время под светом софитов.

Стоит отметить, что участники форума в целом весьма положительно оценили это мероприятие. Правда, здесь не обошлось без одного «но». И заключалось оно в том, что форум был посвящен не тем вопросам, которые были очень интересны. «Собрали как раз низовое звено и докладчики рассказывают нам о том, что уже сделано, делятся опытом, — рассказал генеральный директор ставропольской компании «ПрофТек» Алексей Олифиренко. — Нам нужна информация не о том, что было сделано коллегами вчера, а о том, что и как делать завтра-послезавтра». По мнению руководителя «ПрофТек», разработки «Ростелекома» здесь не пригодятся. «У компании замечательно прописан федеральный уровень электронного правительства, довольно четко очерчен региональный уровень, а вот низовой, муниципальный уровень электронного правительства описан только в соответствующей концепции. А ведь муниципальные органы власти, которых в стране более 2 тысяч, должны к 1 августа 2011 года перейти на предоставление госуслуг в электронном виде».
 

Рекомендуем:

  • Фотоистории