16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
25 ноября 2010, 10:27 НаукаМедицинаКомпанииПолитика
Спецпроект: Месяц Италии

Итальянский мирный атом оживит хирург Веронези

Лента новостей

Италия — единственная из стран Большой восьмерки, у которой нет ядерной энергетики. Расконсервировать атомную программу страны призвано учрежденное в спешке премьером Берлускони Агентство по безопасности ядерной энергетики. Его возглавил пацифист, противник оружия и мяса 84-летний Умберто Веронези, один из самых известных в Италии медиков

Одна из первых итальянских АЭС, названная в честь Энрико Ферми, на севере страны. Запущена в 1964 году, законсервирована в 1990. Фото: degra™/flickr.com
Одна из первых итальянских АЭС, названная в честь Энрико Ферми, на севере страны. Запущена в 1964 году, законсервирована в 1990. Фото: degra™/flickr.com

Италия — единственная из стран Большой восьмерки, у которой нет ядерной энергетики. Итальянцы наложили мораторий на работу АЭС в ходе референдума, проведенного в 1987 году после аварии в Чернобыле. Восстановление отрасли на родине Энрико Ферми, внесшего немалый вклад в создание первого реактора, было одним из главных обещаний Берлускони в предвыборной кампании 2008 года. Но парализующие правительство коррупционные скандалы и внутренние разногласия затормозили реализацию этих планов. Поэтому практические шаги в этом направлении Берлускони начал предпринимать лишь сейчас, за несколько недель до голосования в парламенте о вотуме недоверия его правительству.

Премьер-министр учредил Агентство по безопасности ядерной энергетики, которому предстоит реанимировать ядерную энергетику, и назначил его руководителей. Организацию возглавил известный в Италии хирург-онколог Умберто Веронези (Umberto Veronesi). Назначение на этот пост непрофильного специалиста, в прошлом активного критика ядерной энергетики, у многих в Италии вызвало недоумение.

Сам Веронези признался журналистам, что не очень-то хотел занимать эту должность. «Но меня попросили, — говорит Умберто Веронези. — Было трудно отказать». Итальянцы, в отличие от своих соседей-французов, считают ядерную энергию грязной и опасной. Но, убежден Веронези, его соотечественники сильно заблуждаются: «Они боятся призраков, а я всю жизнь борюсь с призраками». Возобновление работы реакторов в Италии позволит создать новые рабочие места, получить доступ к более дешевой энергии и стимулировать промышленность, считает Веронези.

Его утверждение в парламенте еще может быть отложено или отменено: обеим палатам приходится решать более серьезные задачи накануне голосования о вотуме недоверия правительству 14 декабря. У Берлускони минимальное преимущество в сенате, но он рискует потерять большинство в нижней палате.

Из пяти руководителей агентства, которым предстоит выбирать место размещения и типы будущих реакторов, физиками-ядерщиками являются всего двое. Для остальных (кроме Веронези, это судья, специализировавшийся на процессах над террористами, и юрист из Министерства окружающей среды) ядерная энергетика — тема новая и непривычная. На отсутствие у Веронези соответствующего опыта обратили внимание даже его коллеги по оппозиционной Демократической партии, сообщает Bloomberg. Кое-кто обращает внимание на почтенный возраст медика, которому 29 ноября исполнится 85 лет.

Но у Веронези есть и бесспорные преимущества. Во-первых, он один из самых уважаемых в Италии ученых. Умберто Веронези, убежденный пацифист и сторонник разоружения, в числе первых разрабатывал методики лечения рака груди, а также организовывал кампании, предупреждающие о вреде курения и риске развития раковых заболеваний у работающих на асбестовых предприятиях и в химической промышленности. Он «лицо» кампаний, призывающих итальянцев отказаться от охоты и поедания мяса. Кроме того, Веронези, бывшего министра здравоохранения и сенатора от оппозиционной партии, вряд ли назовут правительственной марионеткой. «Меня выбрали как оппозиционера, а также благодаря моей репутации в науке», — констатировал Веронези в недавнем интервью The Financial Times.



Умберто Веронези — один из самых известных в Италии медиков. Фото: AP

Если Веронези будет утвержден, его первой задачей станет создание агентства cо штатом примерно в 100 человек. Агентству по безопасности ядерной энергетики предстоит ответить на ключевые вопросы: сколько реакторов необходимо Италии (по предварительным планам, речь идет о запуске четырех таких объектов), чья технология лучше, французская EDF или американская Westinghouse (судя по первым репликам Веронези, он на стороне французов), и, пожалуй, самое сложное — где реакторы разместить. Правительство лишило региональные власти полномочий налагать вето на выбор места для АЭС, но Веронези признал, что политическая реальность такова, что ему необходима поддержка местных властей.

По мнению обозревателей, это может означать, что главным потенциальным центром атомных станций является центральный «столичный» регион Италии Лацио, поскольку здесь уже находятся два законсервированных реактора, а во главе администрации стоят представители правящей партии «Народ свободы», лидером которой является Сильвио Берлускони.

По нынешней программе, строительство должно начаться в 2013 году. В государственной энергетической компании Enel, создавшей совместное предприятие с французской EDF, предполагают, что новые реакторы могут быть введены в строй к 2020 году, но Веронези надеется, что строительство пойдет быстрее. По плану, в будущем до четверти потребляемой в стране энергии будут генерировать итальянские АЭС.

Кроме того, Италия должна принять решение по утилизации атомных отходов. Этот вопрос так и не был урегулирован со времени прекращения эксплуатации атомных станций. Веронези уверен, что ответ найдет за пределами страны, хотя это будет не слишком просто. Европейские атомные агентства пытаются выделить максимум три площадки для совместной утилизации отходов
 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию