16+
Среда, 26 сентября 2018
  • BRENT $ 81.81 / ₽ 5390
  • RTS1169.04
9 декабря 2010, 12:29 ОбществоПроисшествия

На деле Химкинского леса сегодня поставят крест

Лента новостей

Окончательное решение о том, как пройдет маршрут трассы «Москва–Санкт-Петербург» может быть озвучено уже сегодня. Как ожидается, президент России Дмитрий Медведев сообщит об этом на встрече с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном

Предполагается, что российские власти поддержат первоначальный проект, — трасса «Москва–Санкт-Петербург» пойдет через  Химкинский лес. Фото: РИА Новости
Предполагается, что российские власти поддержат первоначальный проект, — трасса «Москва–Санкт-Петербург» пойдет через Химкинский лес. Фото: РИА Новости

Окончательное решение о том, как пройдет маршрут трассы «Москва–Санкт-Петербург» может быть озвучено уже сегодня. Как ожидается, президент России Дмитрий Медведев сообщит об этом на встрече с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном.

По данным газеты «Ведомости», которая ссылается сразу на несколько источников в Кремле, российские власти намерены придерживаться первоначального курса и прокладывать дорогу через Химкинский лес. Защитники леса пока не теряют надежды на то, что маршрут все же будет изменен, но уже обсуждают возможные ответные меры.

Франция является одним из инвесторов строительства (50% «Северо-Западной концессионной компании», получившей право на строительство дороги «Москва–Санкт-Петербург» на участке 15-й км–58-й км, принадлежит французской компании Vinci). Французская сторона уже выражала обеспокоенность нарушением достигнутых соглашений. По мнению экспертов, если сроки строительства дороги будут сорваны, России грозят штрафы в размере от 3 до 3,5 млрд рублей.

Напомним, проект трассы «Москва–Санкт-Петербург» вызвал серьезное недовольство у части жителей подмосковного города Химки, которые организовали Движение в защиту Химкинского леса. Одним из первых тематику трассы стало освещать издание «Химкинская правда». Впоследствии главный редактор газеты Михаил Бекетов был жестоко избит в подъезде собственного дома, в результате чего остался инвалидом.

После госпитализации Бекетова движение защитников леса возглавила Евгения Чирикова. За время непрерывных протестов и акций она успела сделать себе имя правозащитника и даже получить за это награду. Ее сторонники пытались мешать строительству трассы, которое осуществляет компания «Теплострой», однако неоднократно задерживались милицией. Чириковой удалось обеспечить проблеме общественный резонанс. Самым крупным мероприятием защитников леса стал митинг на Пушкинской площади в Москве, в котором принял участие лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. Позже в поддержку леса выступил лидер группы U2 Боно.

В конце августа Дмитрий Медведев распорядился приостановить строительство автодороги и провести общественные слушания по проблеме Химкинского леса. В Кремле прошли совещания с участием представителей экологов и строительных организаций. Но тогда почти все участники обсуждений, в том числе власти города Химки, публично выступили в защиту прежнего маршрута. А губернатор Московской области Борис Громов, ссылаясь на мнение жителей Подмосковья, направил официальный отчет в Кремль, в котором высказывались положительные комментарии относительно строительства трассы через Химкинский лес.

Между тем, защитники Химкинского леса еще надеются на то, что руководство страны примет альтернативный маршрут строительства трассы. «У нас страной руководит президент. Пока он ничего не сказал. Какие-то предположения делать рано. Речь может идти о строительстве и по второму, и по третьему варианту», — сказал BFM.ru представитель защитников леса Андрей Моргулев.

Ранее среди альтернативных вариантов трассы были предложены проекты прокладки трассы через поселки Вашутино (Химки) и Молжаниново (Москва). В случае реализации этих проектов, сносу будут подлежать около 50 жилых домов. Но этот вариант вызвал протест со стороны жителей попадающих под снос поселков.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного строительства Максим Блинкин считает, что поменять маршрут трассы на этой стадии просто невозможно. По его словам, альтернативные проекты забраковали «по популистским поводам». В частности, маршрут вдоль железной дороги через Химки потребовал бы расселения жителей, а в случае прохождения трассы через Молжаниново остро вставал бы вопрос отчуждения земель охраняемой природной зоны.

Помимо этого, Блинкин рассказал BFM.ru, что рассуждая о целесообразности строительства трассы «Москва–Санкт-Петербург», многие забывают о других проблемах прокладки этой автодороги. «Во всех случаях, абсолютно независимо от варианта прохождения, через лес или немножко левее, мы все равно упираемся в канал имени Москвы. Мост через него надо строить минимум три года. А дальше за мостом проблемная Бусиновская развязка. Эти вопросы почему-то остаются за рамками общественного внимания», — сказал Блинкин.

Сегодня защитники Химкинского и Цаговского лесов собираются передать в приемную президента обращение с просьбой не допустить строительства дорог через леса. Активисты соберутся для этого в 15:00, у памятника Кириллу и Мефодию.

Если же строительство трассы «Москва–Санкт-Петербург» возобновится по прежнему проекту, защитники леса обещают возобновить акции протеста. Об этом сегодня заявил член инициативной группы защитников Химкинского леса Сергей Агеев. «События июля-августа были достаточно громкими, поэтому если сейчас строительство в Химкинском лесу восстановится, то будет большой скандал, возможно, не меньший, чем летом, — заявил он. — Я считаю, что они не рискнут сейчас восстановить строительство по старому маршруту».

Председатель фракции «Зеленая Россия» в партии «Яблоко», советник РАН Алексей Яблоков уверен, что вырубку деревьев в Химкинском лесу необходимо остановить. «Экосистема будет разрушена, а она может нормально существовать только в целом виде, — сказал эксперт BFM.ru. — Лес — это не сумма деревьев, а экосистема, связанная сложными отношениями. Поэтому разрезание этой системы и изоляция отдельных частей никак не могут быть компенсированы высадкой деревьев где-то еще».

Директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия» Елена Панфилова рассказала BFM.ru, что до сих пор не решен вопрос нарушений в оформлении документов, связанных со строительством трассы. «Какое бы решение не было принято, мы все равно будем просить проверить ту информацию, которая содержалась в нашем докладе по Химкинскому лесу. Нас в этом случае волнует, в отличие от экологов, не экологическая сторона, а сторона соблюдения законности и прозрачности. Пока никаких существенных изменений не произошло, и вопросы остаются открытыми», — сказала Панфилова.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию