16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.25 / ₽ 8223
  • RTS1178.69
13 декабря 2010, 10:17 Общество
Актуальная тема: ЧМ-2018

Не с того конца телескопа смотрит власть на фанатов

Лента новостей

Президент Дмитрий Медведев в своем микроблоге Twitter пообещал «разобраться, со всеми, кто гадил» на Манежной. Как-то это не очень убедительно прозвучало после бунта под стенами Кремля

В субботу на Манежной милиция предпочла договариваться с толпой погромщиков. Фото: АР
В субботу на Манежной милиция предпочла договариваться с толпой погромщиков. Фото: АР

Москва при мэре Собянине, как Москва при мэре Лужкове, второй раз спасовала перед толпой погромщиков и футбольных хулиганов. Причем всякий раз временная сдача города происходит на Манежной площади, под стенами Кремля.
Первый звонок прозвенел 9 июня 2002 года. Во время трансляции матча Чемпионата мира по футболу между Россией и Японией толпа, разъяренная проигрышем национальной сборной, принялась громить все вокруг. Погиб один человек, десятки были ранены. После громких заявлений и долгих разбирательств вину свалили на «стрелочника», наказали инженера, который якобы не так организовал трансляцию.

11 декабря 2010 года события развивались в обратном направлении: вначале в уличной драке погиб футбольный болельщик. А затем толпа пришла громить Манежную площадь. Информационные агентства передавали, что один из уборщиков собрал в ночь на 12 декабря целую коллекцию футбольных шарфов большинства российских клубов.

Судя по комментариям, которые удалял модератор на нашем сайте, помимо футбольных болельщиков, на площади порезвились самые настоящие расисты, если только не предположить, что в немалой части эти две группы пересекаются.
Собственно, это не новость. Относительной новостью можно считать, что беспорядки под стенами Кремля возникли уже на девятый день после того, как России досталось право проведения ЧМ-2018. Для многих стран, претендовавших на ту же честь, поведение отечественных болельщиков лишь укрепляет их в предположении, что Москва получила чемпионат не вполне по заслугам.

И дело не только в болельщиках, а в том, как к ним относится московская милиция. Невозможно не заметить контраст между зверскими разгонами мирных митингов «несогласных» и более чем терпимым отношением омоновцев к толпе громил. В одном случае заламывают (а то и ломают) руки женщинам, старикам, репортерам. В другом, – пять пострадавших от погромщиков омоновцев. В одном – прохожий Сергей Мохнаткин получает 2,5 года тюрьмы за то, что попытался защитить пожилую женщину от милиционера. В другом, – глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев приезжает увещевать разъяренную толпу, в него летят увесистые елочные игрушки с разгромленной городской елки, а на следующий день всех задержанных за участие в беспорядках отпускают из милиции по домам, проведя с ними «разъяснительные беседы».

О том, что на Манежной готовилась акция с участием не только фанатов, было известно заранее, сообщениями об этом был забит Интернет. Вместо того чтобы проводить «разъяснительные беседы» до того, милиция предпочла сделать это постфактум. Это сложно списать на непрофессионализм правоохранительных органов. Это больше похоже на то, как если бы кто-то из милицейского начальства посылал сигнал власти и обществу: вот вы нас обвиняете во всех смертных грехах, даже переименовать в полицию надумали. А кто будет усмирять толпу?

Кстати, по забавному совпадению, как раз за день до того, в пятницу, 10 декабря, в Думе был одобрен в первом чтении президентский закон о полиции. На бумаге все, как обычно, вышло красиво. Как вышло в жизни, - тому были свидетелями тысячи москвичей и туристов, которые приехали погулять в центр российской столицы, купить новогодние подарки, а вместо этого увидели город на осадном положении. Эти кадры передавали также все мировые телеканалы.

И это только то, что происходило на земле, потому что самые большие мерзости происходили под землей. На станции метро «Охотный ряд» погромщики вытаскивали из поездов людей неславянской внешности и избивали их, чему в большинстве случаев не смогла помешать милиция. Разгромлена и сама станция.

На следующий день столичную милицию перевели на усиленный режим несения службы под предлогом празднования Дня конституции. Это тоже интересно. С тех пор, как с приходом к власти президента Путина был отменен введенный Ельциным нерабочий день по случаю принятия нынешнего Основного закона, 12 декабря никто и никак не празднует, и то, что День конституции пришелся в этом году на воскресенье, не добавило желающих его как-то коллективно отметить. Между тем именно на 12 декабря милиция назначила показательную демонстрацию сил. После субботних буйств город в первой половине воскресенья был наводнен людьми в серой форме, патрулирующими по преимуществу пустынные улицы. Кстати, эта демонстрация сил не напугала националистов, которые попытались в Сокольниках повторить события на Манеже. Были произведены задержания, и на этот раз бунт не повторился. Но все обязательно повторится, если власть с высоты кремлевских стен по-прежнему будет рассматривать события на Манежной площади не с того конца телескопа.

Газета The New York Times назвала субботние события в России «этническими волнениями». Издание обращает внимание на то, что эти волнения продолжились и на следующий день и выплеснулись за пределы столицы. В Ростове, например, молодежь перегораживала движение под выкрики «Ростов — русский город» и «Один за всех и все за одного!» (этот последний звучал в Москве на протяжении всей предыдущей недели). Ростовское выступление было созвано по случаю гибели студента, убитого однокурсником-ингушом.

Еще откровенней пишет британская деловая газета The Financial Times, которая называет участников беспорядков «расистскими бандами». Издание полагает, что события на Манеже подчеркивают силу ультранационалистического движения в России, в рядах которого состоит, по оценкам, 70 тысяч человек. Все это происходит на фоне призывов лидеров неонацистов к вооруженному насилию, пишет газета.

Российская власть, со своей стороны, демонстрирует избирательный интерес к мнению внешнего мира. С одной стороны, для придания благообразия образу России за рубежом тратятся миллионы долларов на финансирование телеканала Russia Today и прочих пропагандистских ресурсов. С другой, — любая критика происходящего в стране воспринимается как заговор мировой закулисы, недовольной тем, что Россия «встает с колен». Когда Москва добивается права проведения Чемпионата по футболу, находятся возможности и средства утихомирить фанатские организации. Едва заветный приз получен — негласные запреты снимаются.

Поскольку в будущем году ожидается вступление России в ВТО, следует предположить, что мнение внешнего мира относительно происходящего в стране не будет полностью игнорироваться. Проблема, однако, в том, что бунт под стенами Кремля угрожает не американскому Белому дому и не лондонскому Вестминстеру, а самому Кремлю, не говоря уже обо всех живущих в стране.

После таких выходных в иных землях президент страны обращается к соотечественникам по телевидению, чтобы объяснить, что он намерен со всем этим делать. Вместо этого Дмитрий Медведев предпочел отреагировать скупой строкой в Twitter: «И последнее на сегодня. По Манежной. В стране и в Москве — все под контролем. Со всеми, кто гадил, разберемся. Со всеми. Не сомневайтесь». Как-то это все очень неубедительно звучит из уст человека, о котором его ближайший советник сообщил накануне бунта, что он всерьез хочет переизбраться президентом в 2012 году.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию