16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.61 / ₽ 8256
  • RTS1180.97
17 декабря 2010, 14:18 Общество

Квалифицированные кадры из Китая не стремятся в Россию

Лента новостей

Важной составляющей иммиграционного потока в Россию являются приезжие из Китая. В ходе видеомоста между Москвой и Пекином российские и китайские эксперты обсудили проблемы нарастающего китайского присутствия в России

Китайцы говорят, что в России три зла: скинхеды, милиция и таможенники. Фото: AP
Китайцы говорят, что в России три зла: скинхеды, милиция и таможенники. Фото: AP

Важной составляющей иммиграционного потока в Россию являются приезжие из Китая. В четверг, 16 декабря, в ходе видеомоста между Москвой и Пекином российские и китайские эксперты попытались обобщить плюсы и минусы нарастающего китайского присутствия в России.

В этом году товарооборот между Россией и Китаем составит примерно 50 млрд долларов и вернется на докризисный уровень. В настоящий момент КНР является третьим по объему торговли партнером для России, которая, в свою очередь, восьмой партнер для Китая. У бизнеса двух стран растет интерес к взаимным операциям, подтверждением чему стало начало торгов на этой неделе по юаню на ММВБ. В среду всего за час российские банки обменяли на юани почти 23 млн рублей и, как уверен руководитель отдела HSBC в России Олег Радичкин, через пять лет 30% всех мировых торговых операций с Китаем будут осуществляться в этой валюте.

Но из Китая в Россию, в отличие от многих других стран, идут не только товары и инвестиции в обмен на энергетические ресурсы, но и ощутимый приток трудовых мигрантов.

Перепись 1989 года насчитала в России 7 тысяч китайцев, к 2002 году их число возросло пятикратно, но очевидно, что официальные данные в силу особенностей учета часто отражают, скорее, тенденции, а не реальные цифры. Данные последней переписи пока не опубликованы, но, по мнению ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН Александра Ларина, некоторое представление о ситуации дает текущая статистика. Так, в 2009 году иностранным гражданам было выдано более миллиона разрешений на работу, и из этого числа на китайцев пришлось 280 тысяч таких документов. Далее, въезд из КНР ежегодно составляет от 700 тысяч человек, стабильно превышая выезд на 20–30 тысяч человек. Правда, один и тот же человек может фиксироваться на границе неоднократно, поэтому ученый считает, что за 10 последних лет в России окончательно осели около 100 тысяч китайцев, а в целом их численность сегодня составляет от 0,2 до 0,5 млн человек. Половина из них занята в торговле, значительная часть — в строительстве и сельском хозяйстве.

«Многие китайцы, которые заняты в строительстве, работают целыми бригадами, их руками такие компании, как, например, «Хуафу», построили очень много домов. А овощи и соя, которые выращивают китайские фермеры, расходятся по всей Сибири. Польза для России от мигрантов, включая приезжих из Китая, несомненна», — заявил Александр Ларин в ходе видеомоста в РИА «Новости».

Вместе с тем он указал, что на экспертном уровне часты опасения по поводу усиления миграции из КНР. Эти опасения усилены дисбалансом в развитии двух соседних стран: с одной стороны, идет резкое усиление Китая, а с другой — в России нарастает демографический кризис, особенно на Дальнем Востоке. Население края сократилось за годы российских реформ с 8 до 6 млн человек и продолжает убывать с большой скоростью.

«На Дальнем Востоке со стороны Китая существует демографический навес, а разрыв между российским потенциалом и растущей совокупной государственной мощью Китая продолжает увеличиваться», — констатирует Александр Ларин. Он указал также, что российское общество заряжено настроениями ксенофобии и неприязни к мигрантам, что быстро не преодолеть. Усиление этих настроений может принять опасные размеры и отразиться на отношениях стратегического партнерства двух стран.

В то же время такие настроения российского населения не являются исключением на общемировом фоне. В глобальном измерении они также вызваны ростом числа международных мигрантов. Другой их источник — недоверие российского населения к власти. «Народ не верит, что власть способна отстаивать национальные интересы», — полагает Александр Ларин.

Эксперт отметил, что Россия отнюдь не является приоритетной страной для китайских гастарбайтеров, которым здесь часто бывает дискомфортно. Аналогично считает и научный сотрудник географического факультета МГУ Евгения Львова. «Квалифицированные кадры из Китая к нам не поедут, не те здесь условия. В первую очередь китайцы предпочитают выезжать в США, Европу и Австралию. А про Россию они говорят, что здесь три зла: скинхеды, милиция и таможенники», — сказала китаевед.

Так же считают и китайские эксперты. Так, сотрудник центра исследования народонаселения и экономики труда Академии общественных наук КНР Чжиюн Ван отметил, что деньги, которые можно заработать в приморских провинциях Китая, например, в Гуандуне, сопоставимы с заработками в России, при выезде в которую приходится также учитывать издержки переезда. При этом условия для трудоустройства в КНР улучшаются и в настоящее время число выпускников китайских вузов, которые находят после окончания обучения работу, уже вернулось на докризисный уровень.

В Китае экспортом работников занимается 4 тысячи госпредприятий. Профессор Института трудовых отношений КНР Хунцзянь Ли отметил, что госполитика Китая в отношении привлечения трудовых ресурсов различается в зависимости от их квалификации. Он признал, что его страна столкнулась с наплывом неквалифицированной рабочей силы. «Огромное число африканцев в Гуандуне создает проблемы и это не то, что бы мы приветствовали», — заявил китайский эксперт, отметив, что Китай реализует программы повышения квалификации трудовых ресурсов и за госсчет переподготовку прошли уже 15 млн бывших крестьян.

По словам Чжиюн Вана, в ходе реформ Китай провозгласил эпоху открытости и лозунг «идти во вне», и миллионы китайцев поучили ценный опыт и знания за границей. Теперь Китай надеется получить отдачу от этих людей. «Китайское правительство приветствует возвращение китайских квалифицированных кадров обратно. Многие уже вернулись и внесли свой вклад в развитие банковской и других сфер. Топ-специалисты в сфере финансов всегда нужны», — сказал китайский специалист.

На растущую привлекательность Китая указывают и российские специалисты. «В Пекине, Шанхае и Гуанчжоу российские диаспоры составляют по несколько тысяч человек, а многие выпускники в Чите и Благовещенске смотрят, как бы уехать в Китай», — свидетельствует Александр Ларин.

В настоящее время мигранты составляют от 10% до 15% от всех занятых в экономике России. Как указывает Евгения Львова, само по себе увеличение доли трудовых мигрантов — достаточно нейтральный фактор и, например, в Объединенных Арабских Эмиратах она доходит до 90%. Приглашать или не приглашать мигрантов и каких — ответ на этот вопрос зависит от выбора стратегии развития страны. Но если выбирать сценарий модернизации и инноваций, то ставку надо делать на привлечение квалифицированной рабочей силы из Китая.

«20 тысяч студентов из Китая — это совершенно недостаточно и Россия упускает свою выгоду на рынке образования. Китайские выпускники не прочь остаться в России только при условии работы в китайских организациях. Мы плохо готовим этих специалистов, они сдают экзамены за взятки и плохо знают русский язык даже на последних курсах. В результате, многие китайские студенты уезжают обратно, тогда как после окончания университетов на Западе они остаются в этих странах и приносят пользу», — сожалеет Александр Ларин.

При этом российские эксперты солидарны во мнении, что для создания цивилизованных правил в миграционном обмене с КНР надо навести порядок в госведомствах и наладить работу миграционных фильтров. «Разрешение на работу для китайцев стоит 300 тысяч рублей при официальной цене в 3 тысячи, поэтому понятно, какой коррупционный вал это создает. При этом с китайцами идет огромный поток контрафакта, который создает угрозу для многих наших отраслей», — резюмировал глава фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию