16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.96 / ₽ 8206
  • RTS1163.50
19 декабря 2010, 21:35 Технологии

Российским создателям сайтов недостает цивилизованности

Лента новостей

Цивилизованного веба в России нет и в ближайшее время не будет — такой вывод напрашивается из исследования, проведенного журналом «Интернет в цифрах» и проектом WebProfessionals.ru

По некоторым подсчетам, сегодня на рынке веб-разработок действуют 4-7 тысяч веб-студий, агентств и т.п. Фото: 2 Keith A Burns/flickr.com
По некоторым подсчетам, сегодня на рынке веб-разработок действуют 4-7 тысяч веб-студий, агентств и т.п. Фото: 2 Keith A Burns/flickr.com

Цивилизованного веба в России нет и в ближайшее время не будет — такой вывод напрашивается из исследования, проведенного журналом «Интернет в цифрах» и проектом WebProfessionals.ru. Именно так считает большая часть участников рынка веб-разработок.

Кстати, предполагается, что сегодня на рынке веб-разработок действуют 4-7 тысяч веб-студий, агентств и т.п. Преимущественно это мелкие структуры, в которых работают до 5 человек. Также на рынке присутствуют десятки средних игроков с числом сотрудников свыше пяти человек и годовым оборотом около миллиона рублей. Есть на рынке и крупные игроки, но их единицы — не более 7 компаний. При этом оборот всего рынка оценивается в 270 млн долларов, что на 70% больше аналогичного показателя прошлого года. Впрочем, предполагается, что в действительности оборот рынка раза в три больше названной суммы.

Если вернуться к исследованию, то в ходе его проведения были опрошены 1486 веб-разработчиков и 553 представителя компаний-заказчиков. Главными целями исследования были названы определение степени цивилизованности данного рынка и поиск путей улучшения ситуации. То есть исследователи изначально не строили иллюзий относительно состояния российского рынка веб-разработок. Как отметил эксперт по интернет-исследованиям и интернет-маркетингу Федор Вирин, результаты оказались ожидаемыми.

И самый главный из них — большинство участников рынка не считают его цивилизованным. Среди заказчиков такого мнения придерживаются 60% опрошенных, а среди разработчиков — 63%. Впрочем, следует отметить, что исследователи не задавали каких-либо критериев, то есть участники опроса отвечали на этот вопрос в меру своего понимания цивилизованности. Для себя исследователи отнесли к основным критериям цивилизованности такие понятия, как «прозрачность», «партнерство» и «качество исполнения». И соответственно не преминули узнать мнения респондентов относительно этих критериев.

Что касается прозрачности, то есть очевидности ценообразования, то рынок фактически полностью признан непрозрачным. Так посчитали 94% всех опрошенных. При этом 41% разработчиков отметили, что каждый заказчик меняет техническое задание на разработку сайта. Еще 37% указали, что так поступает каждый третий клиент. У 12% разработчиков такая ситуация складывается значительно реже — с каждым пятым заказчиком. А еще 9% похвастались, что в их практике такого не происходит.

Еще один вопрос прозрачности касался проблемы ценовых сговоров и конкурентности. 58% участников рынка признали, что рынок веб-разработок в России не конкурентный. Так, только каждый четвертый тендер или конкурс на разработку сайта считается честным, а спрос на «откаты» в четыре раза превышает предложение. При этом абсолютное большинство — 95% — призналось, что не понимает ценообразования. Не многим лучше мнение участников рынка о его профессионализме, под которым подразумевается высокая квалификация специалистов. Только 11,5% участников опроса посчитали, что рынок веб-разработок можно считать профессиональным.

Штрихи к этой печальной картине добавили эксперты, которых организаторы исследования пригласили для обсуждения результатов опроса и мер по улучшению ситуации.

Следует отметить, что не все эксперты согласились с пессимистическим отношением к рынку веб-разработок. В частности, директор одной из крупнейших веб-студий Екатеринбурга — компании Jet Style — Алексей Кулаков отметил, что из региона многое смотрится иначе. По его мнению, в Рунете имеются как цивилизованные сегменты, так и не цивилизованные. При этом цивилизованность, по словам Алексея Кулакова, зависит во многом от понимания заказчиком целей создания сайта, его предназначения и т.п. Кулаков отметил также, что в Екатеринбурге цивилизованность началась во время кризиса на рынке рекламы. Тогда рекламные агентства, которым требовались сайты, понимали, зачем им нужны интернет-представительства и какие задачи они должны решать. При этом такие заказчики стали выдвигать исполнителям конкретные требования, а не высказывать пожелания типа «хотим сайт, крутой». То есть поступали цивилизованно. Поэтому разработчикам также пришлось становиться цивилизованными. «Где со стороны заказчика отсутствует понимание целей создания сайта, его предназначения, там возникает «Клондайк» и какая-то магия», — заявил Кулаков.

Мнение Алексея Кулакова поддержал директор по развитию компании «1С-Битрикс» Алексей Сидоренко. Он отметил, что чем крупней компания-разработчик, тем чаще к ней обращаются именно цивилизованные заказчики. Причем это также преимущественно крупные компании.

Тем не менее, участники дискуссии признали, что у рынка веб-разработок есть несколько общих проблем, над решением которых необходимо работать сообща. Речь идет об обеспечении прозрачности рынка и о повышении уровня профессионализма. Федор Вирин и директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко даже предложили своего рода план действий.

Он включил в себя положение о необходимости организации системы образования, предназначенной прежде всего для выработки единого языка и первичных правил, которые помогли бы заказчикам и разработчикам правильно понимать друг друга. Также в число мер было включено создание площадки для общения участников рынка, для обмена опытом. Здесь, кстати, было отмечено, что большинство руководителей веб-студий — веб-разработчики, которые не заботятся о «накоплении» кейсов успешных проектов. Им это просто не интересно. Поэтому обмена опытом на уровне компаний не происходит. Еще один пункт плана предусматривал разработку и принятие базовых отраслевых стандартов создания сайтов, от которых могли бы отталкиваться заказчики при размещении заказов.

Стоит отметить, что план действий был предложен и в общем-то одобрен. При этом Сергей Плуготаренко предложил использовать ресурсы и возможности РАЭК для формирования образовательной и коммуникационной площадки рынка.

В то же время было отмечено, что 10 лет назад участники рынка уже собирались для работы над развитием рынка. Тогда они только говорили, но так ничего и не делали. Поэтому нынешняя активность участников рынка понятна, но пока каких-либо больших надежд не вызывает. Тем более, что у рынка веб-разработок две стороны. Одна — те же веб-студии и агентства. Другая — фрилансеры. И взаимоотношения между этими группами зачастую далеки от идеальных.

По данным сайта Freelance.ru, сегодня в сообществе зарегистрировано около 700 тысяч фрилансеров, из которых около 90% работают по схеме исполнитель–заказчик. То есть, по мнению сотрудников сайта, число недобросовестных фрилансеров весьма не велико. В то же время по итогам текущего года на долю фрилансеров приходится около 10% офлайновых заказчиков. В следующем году ожидается увеличение этого показателя до 30%. Кстати, по данным Freelance.ru, в этом году фрилансеры уже заключили сделки приблизительно на 300 млн долларов. Это позволило Федору Вирину предположить, что заявленные веб-студиями обороты и доходы значительно, в 2-3 раза, занижены.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию