16+
Понедельник, 10 декабря 2018
  • BRENT $ 59.83 / ₽ 3989
  • RTS1136.50
23 декабря 2010, 09:12 ОбществоМакроэкономикаСтрахованиеАвто
Константин Куц

Константин Куц

Снег и холода заморозят экономику

Показ по ТВ безобидного мультика «Ледниковый период» про скитания группы симпатичных животных по заснеженной пустыне многие немцы сочли издевкой — слишком уж сюжет напоминает нынешние европейские реалии: грузоперевозки заморожены, пассажирский транспорт буксует, производство стоит

Снегопады, которым в Европе не видно конца, принесут бизнесу многомиллиардные убытки. В поисках виноватых европейцы обратили свой гнев на скупцов, забывших, что жадность вынуждает платить дважды. «Люди хотят ездить все быстрее, все больше, все надежнее и одновременно дешевле, — пишет немецкая газета Die Tageszeitung, — но все вместе это, увы, невозможно».

Саркастической усмешкой показался многим телезрителям американский полнометражный мультфильм «Ледниковый период», который на днях вышел на одном из кабельных немецких каналов. Путешествие забавных животных по бескрайним белым полям очень напоминает нынешние европейские реалии: и наряжаться приходится тепло до нелепости, и трудности преодолевать непривычные.

Большинство проблем связано с транспортом. Пассажирские поезда переполнены, на вокзалах выстраиваются гигантские очереди. При этом даже в пунктуальной Германии каждый четвертый поезд прибывает с опозданием. Трудно оценить в цифрах имиджевый ущерб германской железной дороги, на днях — впервые в истории — предложившей по возможности не ездить на поездах. Абсурдная ситуация: поставщик услуг уговаривает ими не пользоваться.

Винфрид Херрманн, глава транспортного комитета в немецком парламенте, говорит о «политике чрезмерной экономии», которой следует железнодорожный концерн Deutsche Bahn: персонала там становится все меньше, а профессия путевого обходчика вообще рискует стать анахронизмом. «Готовя себе путь на биржу, железная дорога сэкономила на надежности», — убежден Херрманн, считающий эту ситуацию в некотором роде типичной для всего транспортного сообщения. Специалисты предупреждают: в некоторых европейских странах, непривычных к суровым зимам, поезда придется утеплять по примеру Скандинавии. Это увеличит стоимость подвижного состава для железнодорожных компаний на 15%.

В какие миллиарды можно оценить убытки авиаперевозчиков, пока сказать трудно. Все лишь согласны с тем, что ущерб чрезвычайно велик: десятки тысяч пассажиров ночевали в аэропортах, тысячи рейсов отменены. «Делать прогнозы в начале зимы — это несерьезно», — говорят представители аэропорта во Франкфурте. Компания Lufthansa за последние дни была вынуждена оплатить ночевку в отелях 25 тысячам застрявших пассажиров. Неудивительно, что акции одной из крупнейших авиакомпаний мира на бирже день ото дня становятся все дешевле.

Об убытках из-за обилия ДТП говорят в страховых и транспортных компаниях. Грузовики не могут обойтись без зимней резины (это еще 6 тысяч евро за машину). Ситуация в Германии, две трети дорог которой являются транзитными, сказывается на всей Европе. Бернхард Шимон, глава Dachser, крупнейшей в Германии фирмы, занимающейся грузоперевозками, упрекает в нынешнем хаосе недальновидные власти, которые экономят на уборщиках дорог. «Эдак мы сэкономим на нашем экономическом росте», — заявил предприниматель. Автодорог в Германии так много, что на ремонт и расчистку сейчас попросту не хватает времени. По данным германского автомобильного клуба ADAC, один день борьбы со снегом обходится дорожным службам в 4 миллиона евро. Только в Германии уборка снежных завалов нынешней зимой обойдется примерно в 3,5 миллиарда евро.

Как водится, экстремальная ситуация обострила жажду наживы — итальянцы и хорваты поставляют химические реагенты для дорог по ценам, в два-три раза превышающим обычные (250-300 евро за тонну вместо привычных 70-80). Властям городов, засыпанных снегом, приходится соглашаться — многие уже в декабре израсходовали соляные запасы, рассчитанные на целую зиму. Производители дорожной соли перешли на круглосуточный режим работы. В этом году немецкий концерн K+S увеличил производство в девять раз.

На рождественских базарах в Германии, сезон которых практически завершен, посетителей было меньше обычного. При этом рождественские продажи — на максимальном за последние 5 лет уровне. Financial Times Deutschland дает такое объяснение этому парадоксу: холодным базарам немцы предпочли теплые торговые центры, где из-за непогоды проводили больше времени.

Во Франции в некоторых городах, по данным аналитиков банка Natixis, в декабре розничная торговля рухнула на 20-30%. Однако это связано, вероятно, не столько с непогодой, сколько с рядом непопулярных правительственных мер (в том числе, пенсионной реформой), что вынуждает французов опасаться за свое будущее и, как следствие, экономить. Британцы свой консьюмеризм умерять, вроде бы, не хотят, но тревожные сводки погоды вынуждают их одну из трех покупок делать в Интернете. Между тем, службы доставки говорят, что из-за транспортного хаоса «ситуация вышла из-под контроля». Страховая компания Royal & Sun Alliance оценивает потери британской экономики в ближайшие месяцы примерно в 13 миллиардов фунтов.

Отчеты о потерях приблизительно похожи во всех странах Европы, нежданно-негаданно заваленных снегом: что в Лондоне, что в Париже, что во Франкфурте-на-Майне. «Для метеорологов нынешняя зима находится в пределах нормы, но кое-что все же изменилось, — констатирует газета Süddeutsche Zeitung. — Принуждение к экономии оказалось фатальным как для частных фирм, так и для государства. Эти перебои опасны. Многие сферы промышленности организованы так, что детали с точностью до минуты должны сказываться на производственной линии». Транспортный сектор Европы с его стремлением к повышению эффективности капитулировал перед зимним хаосом, подытоживает Financial Times.

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию