16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 90.09 / ₽ 8475
  • RTS1155.46
24 декабря 2010, 16:28
В фокусе: Запрос дня от Google

Европа ощутила бремя Рождества

Лента новостей

Накануне Рождества в Европе отчетливее понимаешь, сколько потеряла Россия, на 70 лет впав в социалистический анабиоз и утратив всякое представление о подробно и удобно устроенном быте

Рождественский рынок во Франкфурте. Фото: АР
Рождественский рынок во Франкфурте. Фото: АР

Понимаешь, насколько далека Россия от гастрономического многообразия, хорошо сидящей одежды, словом, от той естественности достойного образа жизни, который в Советском Союзе было принято именовать «мещанством». Хотя в последнее время россияне вроде бы начинают проявлять некоторый интерес к Рождеству в Европе. 24 декабря оно стало одним из самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google.

Рождество в Европе — а за последние 10 лет встречать его мне доводилось и в Германии, и во Франции, и в Нидерландах — пугает меня не «упущенной прибылью» в истории моей собственной страны, а безумием прибылей неупущенных. Старосветское благополучие на Рождество приобретает масштабы прямо-таки барочные: друг друга здесь принято не одаривать, а буквально задаривать. Если уж случилось встречать Рождество в кругу семьи, то под елкой на одного человека приходится шесть-семь, а то и все десять свертков и коробок. В семьях с детьми (а их редко бывает больше двух) гостиная моментально принимает вид поля боя — горы из клочьев подарочной бумаги, боевые кличи, азартный блеск в глазах малышей, еще не знающих, что схватить первым делом, машинку, конструктор, или игровую приставку. Последнее, кстати, предпочитают все чаще. Я не понимаю, зачем ребенку такое количество подарков, тем более, что у абсолютного большинства из маленьких европейцев игрушек и так целая комната (знаю я двух немецких мальчиков, в распоряжении которых целый этаж, набитый деталями «Lego»).

«Это же Рождество!». Таким обычно бывает ответ на мой вопрос: «Зачем?» И мне не остается ничего другого, как пенять на свое советское прошлое, товарным изобилием не баловавшее. Рассудочность в таких случаях не нужна, да и, наверное, даже неуместна. Не хочется, знаете ли, транслировать чувство, что я, гость из чужой страны, явился сюда со своим уставом, возможно, убогим.

«Игра, а не аскеза» — так обозначила суть своего эксперимента Майка Виннемут, целый год демонстрировавшая умение обходиться малым. Майка, до недавнего времени редактор одного немецкого журнала, каждый день носила маленькое синее платье, выкладывая в своем блоге снимки с «нарядом дня». Платье — точнее, одно их трех одинаковых — комбинировалось то с чулками, то с брюками, украшалось разными деталями. «Одежная диета» 50-летней жительницы Гамбурга была бескомпромиссной: в одном и том же наряде она побывала на Неделе высокой моды в Милане и на сафари в Южной Африке. На этот опыт журналистку подвигла статистика: социологи утверждают, что женщина постоянно носит едва ли одну десятую часть своего гардероба. «Впервые я поняла силу аксессуаров. Невероятно, как сильно меняют твой облик пара розовых чулок и ремень. Некоторые коллеги заметили много недель спустя, что я хожу в одном и том же платье, — Виннемут в своем блоге. — Хороший урок: никто не интересуется твоей одеждой так, как ты сама».

Между тем, обычные европейцы, далекие от экспериментов, покупают все больше, все смелее, все охотнее. Недавно агентство dpa не без восторга рассказывало, как жители кризисных стран Евросоюза — испанцы, португальцы, греки и ирландцы — умудряются подыскивать подарки для родных и близких всем экономическим трудностям вопреки. В благополучной Германии обороты розничной торговли в ноябре и декабре выросли на 2,5%, составив примерно 77 млрд евро. Глава германского розничного лобби Штефан Гент назвал это «серьезным прорывом», стремительно отдаляющим страну от времен экономического уныния.

Наиболее популярным подарком для взрослых в этом году стали часы, украшения и одежда (в особенности для занятий зимними видами спорта). Для детей — конструкторы «Lego». В этом смысле Германия следует за США, где уже 5 месяцев подряд растут обороты розничной торговли.

Статистики, что дальше происходит с барахлом, угодившим под елку, не существует. Рискну предположить, что в скором времени оно немалой своей частью оказывается на помойке. Кстати, немцы с мусором не шутят. По опросам, 87% жителей страны послушно выполняют предписания, разделяя мусор по категориям: «пластик», «биологические отходы», «бутылки» и «разное». Совестливость вообще декларируется в Европе довольно часто. Недавно появилось новое приложение к смартфонам: мобильный сервис, сравнив цены и сверившись с базой данных, позволяет определить, насколько «честно» произведен тот или иной продукт. Так покупатель может решить, кому помогать: жителям развивающихся стран, природе, собственному здоровью или кошельку. «Спасать мир сейчас стало просто, как никогда, — ехидно замечает в этой связи обозреватель Süddeutsche Zeitung, — для этого мы должны делать только то, что больше всего любим: ходить по магазинам».

В канун Рождества германское природоохранное ведомство выяснило, что для немцев защита окружающей среды очень важна — если она не требует больших денег. 85% опрошенных признают важность экологически чистых источников энергии, при этом лишь 8% уже ими пользуются. Две трети согласны, что потреблению следует быть экологичным, но более половины не обращают внимания, есть ли на упаковке с едой отметка «bio». Между бытием и сознанием существует определенный зазор, считает руководитель исследования Йохен Фласбарт, истинные ценности у немцев в голове, но не в делах.

Скорее, анекдотической можно назвать протестную акцию «Рождество без мяса», устроенную недавно вегетарианцами в центре Франкфурта-на-Майне. Демонстрация кадров из жизни скотобоен вынуждала скорее отвернуться, нежели подумать о своем собственном рационе. Напоминание о 360 млн животных, которые в Германии ежегодно отправляются человеку на съедение, едва ли заставило прохожих пересмотреть традиционное праздничное меню: в сочельник сосиски с картофельным салатом и гусятина в последующие два дня.

«Разрыв между декларируемой позицией и поведением всегда велик», — согласен маркетолог Ульф Шрадер из технического университета Берлина. Он считает, что в других европейских странах эта черта проявляется даже отчетливее, чем в Германии. Ученые, проводившие масштабное исследование по заказу Еврокомиссии, выяснили, что 86% жителей индустриально развитых стран знают о том ущербе, который наносит природе их стиль жизни, однако 75% не готовы от него отказываться. Иными словами, стремление «жить по совести» не слишком последовательно.

Эко-фермерство замерло в Европе на пятипроцентной отметке, а в супермаркетах доля продуктов с маркировкой «bio» или «organic» выросла с 1,5% до 3,5%. Мясо счастливых аргентинских коров, чилийскую спаржу и израильские помидоры перевозят на самолетах. Благодаря нелетной погоде, объявленной из-за облака исландского вулканического пепла, в атмосферу в уходящем году было выброшено на 2 млн тонн углекислого газа меньше. Это равнозначно годовой эмиссии ста тысяч европейцев. «Потребители этических продуктов — это люди, которые хотят купить себе чистую совесть, — убеждена Катрин Хартманн, автор книги «Конец сказки: как промышленность завладевает экологическим стилем жизни». — Свободный выбор потребителя – это химера. Если платежеспособный клиент желает, то можно поставить на полку немного «защиты природы» и «прав человека». «Greenwashing» — вот новая форма PR».

И все же желание обуздать свой потребительский азарт артикулируется все отчетливее. По данным журнала Stern, 42% молодых немцев и 73% пенсионеров готовы отказаться от подарков на Рождество. Лишь 5%, вне зависимости от возраста, готовы отменить традиционную в конце года встречу с родными.

Фрау Виннемут, на 12 месяцев ограничившая себя в гардеробе, утверждает, что свой эксперимент она завершила не без сожаления: «Никогда в жизни я не посвящала одной вещи столько внимания. Для меня это платье за год превратилось в настоящую драгоценность». Каким благородным ни был посыл, каждый день, наблюдая в ее блоге за платяной голгофой, у меня, например, возникало только одно желание. Бегом в магазин, купить себе чего-нибудь новенького.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию