16+
Понедельник, 11 декабря 2017
  • BRENT $ 63.12 / ₽ 3732
  • RTS1119.54
5 января 2011, 10:17 ОбществоКультураТехнологии

10 жертв Интернета

Лента новостей

Развитие Интернет-технологий, проникающих все в новые сферы нашей жизни, без сомнения, делает ее удобнее и приятнее. Но в стремлении к тотальной виртуализации есть и жертвы: Интернет лишает человечество привычных реалий, традиций и убивает целые сферы бизнеса. BFM.ru составил список этих аутсайдеров

С развитием технологий путеводители и прочая справочная литература уходит в Интернет. Фото: PhotoXPress
С развитием технологий путеводители и прочая справочная литература уходит в Интернет. Фото: PhotoXPress

ВFM.ru завершает публикацию списка 10 наиболее очевидных потерь, понесенных в нулевые годы XXI века в связи с проникновением Интернета в разные сферы нашей жизни.

Видеопрокат и магазины по продаже видеокассет. Если скачать фильм можно по Интернету, то к чему совершать лишние телодвижения или платить деньги? Корреспондент BFM.ru пыталась найти в Интернете контакты прокатной конторы в Москве, где можно было бы взять видеокассету. Сделать этого ей не удалось — более чем красноречивый результат, не так ли?

В США появившаяся четверть века назад и разросшаяся до трех тысяч магазинов сеть по продаже видеокассет Blockbuster в сентябре этого года объявила себя банкротом. Впрочем, и ее «убийца» — компания Netflix, занимающаяся прокатом DVD-дисков и их доставкой клиентам по почте — в последнее время сосредоточилась на раздаче фильмов клиентам по Интернету.

Из той же серии — сервисы так называемого «телевидения по запросу» вроде iPlayer в Великобритании и Hulu в США, которые позволяют смотреть выбранные программы и фильмы в любое время, вне зависимости от времени их выхода в эфир. Такая возможность убила традицию семейного просмотра.

Формат СD. Начало его упадку положили mp3-файлы, позволившие хранить огромные объемы музыки в компьютере пользователя. Затем возник Napster и другие сервисы, позволяющие обмениваться музыкой онлайн, пусть и нелегально. Окончательно музыкальные CD-диски были добиты проигрывателями iPod от Apple. В ноябре в «рейтинге популярных гаджетов», который составляют портал BFM.ru и сервис «Яндекс.Маркет», плееры Apple iPod окончательно вытеснили устройства всех других производителей.

Печатные версии энциклопедий, справочной литературы и словарей. Они сдают позиции электронным версиям этих же изданий либо менее достоверным, но значительно более адекватным духу времени ресурсам вроде Wikipedia. Она взяла на вооружение идею, подобную принципу коллегиальной экспертной оценки «peer review» в сфере научных исследований, и применила ее в новом глобальном формате с участием добровольцев. В итоге менее чем за 10 лет сложился важнейший справочный ресурс. За счет объединения усилий теперь многие процессы решаются как распределенные задачи, будь то поиск простых чисел или составление карты кризиса наподобие Ushahidi. Зачем, спрашивается, вести с собой в отпуск бумажные путеводители и атласы, если есть доступ в Интернет, а в нем — географические карты, список достопримечательностей и Wikitravel, туристический собрат Wikipedia?

О серьезных потерях из-за конкуренции с Интернетом речь может идти только при очень больших тиражах бумажных путеводителей, рассказал BFM.ru Сергей Пархоменко, главный редактор выпускающего, в том числе, и путеводители издательского дома «Вокруг Света». «Если тираж книги исчисляется сотнями тысяч, то потери ощутимы, при тираже в несколько десятков тысяч они небольшие. Люди, которые хотят читать книгу на бумаге, и люди, которые готовы читать книгу в электронном виде, это по-прежнему два непересекающихся контингента», — считает Пархоменко. О серьезной конкуренции бумажных и скаченных из Интернета путеводителей можно будет говорить тогда, когда массовое распространение получат ридеры. А это, полагает Пархоменко, произойдет уже в ближайшие годы. Правда, сначала производителям этих портативных устройств придется договориться о введении единого формата, чтобы электронный путеводитель можно было читать на ридерах разных производителей.

Традиционная фотография, противопоставленная цифровой. Одни предлагают считать годом ее смерти 2008, когда компания Polaroid объявила о банкротстве и свернула производство аппаратуры для моментальных фотографий, другие — 2009, когда Kodak прекратила выпуск иконы аналоговой фотографии, пленки «Кодахром». Это был самый старый выпускаемый пленочный продукт компании — впервые он появился в 1935 году.

Строго говоря, цифровые фотографии — это из области технологий, а не собственно Интернета. Но глобальная сеть существенно изменила способ обращения со снимками. Facebook и Flickr позволяют хранить огромный объем фотографий, на других сайтах с легкостью можно заказать их недорогую печать. Как следствие — отпадает надобность в традиционных фотоальбомах. Семейная фотографическая хроника все чаще хранится не на их страницах, а на жестком диске компьютера.

Достоверность фактов. Интернет представляет собой очень дешевую, если не бесплатную, площадку для обмена мнениями и распространения информации — ничего сравнимого с ней по масштабам раньше не было. Но насколько достоверны сведения из Интернета? Проверкой возрастающего количества слухов, которые будоражат пользователей, занимается увеличивающаяся армия факт-чекеров (от английского «fact-checking», «проверка фактов»). Их рук дело, в частности, развенчание мифа о том, будто Барак Обама исповедует ислам. Очевидно, что такие службы создают, в первую очередь, дорожащие своей репутацией СМИ. В 2010 году «проверочными» подразделениями обзавелись редакции двух десятков американских газет. Самый известный факт-чекинговый сервис в США — портал PolitiFact, созданный при газете St.Petersburg Times, — получил Пулитцеровскую премию за качество проверки информации, связанной с выборами президента США в 2008 году.

Попытки перенять американский факт-чекинговый опыт были и у нас. Закрывшийся осенью «Русский Newsweek» был одним из немногих российских журналов, у которых в штате работал факт-чекер. «У нас была трехуровневая система редактирования. Автор сдавал материал начальнику отдела. Тот, отредактировав, посылал его заместителю главного редактора, а затем текст попадал либо к главному, либо к первому заму. А потом его читал факт-чекер. Несмотря на то, что редакторы старались, он зачастую вылавливал в статье по 10-15 ошибок и неточностей. Мы сразу поняли, что он незаменим», — рассказал BFM.ru Степан Кравченко, бывший первым заместителем главного редактора журнала «Русский Newsweek».

Рекомендуем:

  • Фотоистории