16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.11 / ₽ 8196
  • RTS1160.60
1 января 2011, 18:50 Технологии

От Рунета ждут монетизации

Лента новостей

Количество интернет-пользователей в России в 2010 году продолжало расти. Растут также объемы рекламы, число сервисов и стартапов. Естественно, встает вопрос, как и на чем зарабатывать деньги в Сети

В 2010 году к основными интернет-тенденциям можно отнести развитие коммуникационных сервисов — от социальных сетей и мессенджеров до микроблоггинга. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru
В 2010 году к основными интернет-тенденциям можно отнести развитие коммуникационных сервисов — от социальных сетей и мессенджеров до микроблоггинга. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Количество интернет-пользователей в России в 2010 году продолжало расти, в первую очередь за счет регионов. По данным исследования TNS Web Index за октябрь 2010, хотя бы раз в месяц Интернетом пользуются 58% жителей городов с населением более 100 тысяч человек. Год назад, в октябре 2009, таковых было 52%. В то же время месячная интернет-аудитория в Москве за год увеличилась всего на 1 процентный пункт — до 65% населения.

Существенно увеличила темпы роста интернет-реклама. Если в кризисный 2009 год объем этого сегмента рекламного рынка увеличился всего на 8%, то, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2010 года этот показатель увеличился на 37%.

Контекстная реклама стала осваивать мобильный Интернет довольно активно, ее обороты также заметно растут за счет увеличения доли пользователей мобильного Интернета в регионах.

И, конечно, весьма заметной тенденцией Рунета-2010 стали первые успехи многочисленных стартапов, которых оказалось гораздо больше, чем в прошлые годы.

Рост интереса государства, правообладателей и финансистов

По мнению главного редактора «Яндекса» Елены Колмановской, бурный расцвет стартапов связан с ростом интереса к наукоемким отраслям, который, в том числе, стало поддерживать государство, а также с платформами, которые крупные компании предоставляют сторонним разработчикам — например, поиск, карты, мобильные платформы.

«На «Яндекс.Старте» — нашем «дне открытых дверей» для стартапов, — мы видим много молодых ребят с горящими глазами, увлеченных тем, что они делают. Конечно, далеко не у всех получится, но хорошо, что развивается такая среда», — рассказала Колмановская.

Еще одной заметной темой Рунета главный редактор «Яндекса» назвала взаимоотношения правообладателей и провайдеров. «Эта тема давно вызывала напряжение на рынке, а в этом году она получила развитие, даже накал, и в результате, начался конструктивный диалог. Например, мы договорились с несколькими десятками правообладателей и сделали сервис «Яндекс.Музыка», где пользователи могут слушать музыку бесплатно, легально и в хорошем качестве. В следующем году этот диалог непременно продолжится», — сделала прогноз Елена Колмановская.

Нельзя не упомянуть еще об одном заметном событии 2010 года — выход на лондонскую биржу Mail.ru Group. IPO, по мнению многих экспертов Рунета, показало большой интерес мировых финансистов к российским интернет-компаниям.

Социальные сети и мобильный Интернет

Вице-президент Mail.Ru Ольга Бруковская, считает, что в 2010 году к основными интернет-тенденциям можно отнести развитие коммуникационных сервисов — от социальных сетей и мессенджеров до микроблоггинга, бум мобильного Интернета и бурный рост сегмента онлайн-игр.

«Уверена, в 2011 году эти направления сохранят свою актуальность. В ближайшее время продолжится поиск новых решений в области интеграции основных сервисов общения — электронной почты, мессенджеров и социальных сетей, на стыке которых появятся принципиально новые и крайне интересные продукты, — прогнозирует Бруковская. — Если говорить о Mail.Ru, то мы много работаем в этом направлении, некоторые идеи уже реализованы в «Mail.Ru Агенте» — мессенджере со встроенной функцией микроблоггинга, интегрированном одновременно и в почтовый сервис, и в социальную сеть «Мой Мир».

По мнению вице-президента Mail.ru, социальные сети, по сути, становятся инфраструктурой для всего остального Интернета — на их базе развиваются другие интернет-сервисы и даже новые бизнесы. «Например, интернет-магазины могут привлекать новую аудиторию из социальных сетей, скажем, установив специальную кнопку в «Мой Мир». При этом пользователи получают возможность делиться со своими друзьями ссылками на заинтересовавшие их товары или услуги. Приложения в соцсетях открывают новые бизнес-перспективы: пользователи с удовольствием пробуют новые интересные продукты, а их создатели получают хорошую прибыль, не тратя при этом ни копейки на рекламу», — рассказала она.

Если же говорить о мобильном Интернете, то, по данным Mforum Analytics, уже по итогам 2008 года он стал вторым по популярности видом доступа в Сеть после ШПД. По прогнозам экспертов, в дальнейшем в России число мобильных интернет-пользователей будет расти примерно на 25–30% в год. Еще больше ускорит это процесс массовое развертывание сетей 3G. «Уже есть люди, которые впервые выходят в Интернет именно с мобильного устройства. К слову, эти устройства становятся все более «умными», удобными и многофункциональными. Аудитория мобильных проектов Mail.Ru составляет миллионы человек, а темпы роста мобильных версий «Mail.Ru Агента», например, уже превышают таковые у версии для «больших» компьютеров», — привела пример Ольга Бруковская.

Особенности Рунета

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко солидарен с вице-президентом Mail.ru в оценке главных интернет-тенденций 2010 года. По его словам, в мире ими стали рост аудитории социальных сетей и количества пользователей мобильного Интернета, что полностью согласуется с происходящим в Рунете. «Но у нас — в Рунете — в 2010 году были и свои особенности развития. Это открытие домена .рф, выход России на второе после Германии место в Европе по количеству интернет-пользователей и на шестое место в мире. 32 миллиона россиян выходят в Рунет каждый день, месячная аудитория — около 45 миллионов человек», — рассказал Сергей Плуготаренко.

Также он считает важной тенденцией активное продвижение интернет-технологий и интернет-коммуникаций политическими и государственными лидерами России и разнонаправленные законотворческие инициативы по развитию и регулированию Рунета, что демонстрирует повышенное внимание государства к отрасли.

Директор по связям с общественностью Google в России Алла Забровская также отметила, что 2010 год оказался очень насыщенным на знаковые события, причем как на глобальном уровне, так и в России. «Значительно ускорилось развитие социальных медиа, программного обеспечения с открытым кодом, а также облачных технологий. В мире появились не только новые форматы отображения контента, например, HTML5, но и гаджеты для его потребления, самым ярким из которых стал iPad. Очень важные изменения произошли и на рынке рекламы: по последним данным eMarketer, расходы американских рекламодателей на онлайн-рекламу в первый раз превысили траты на традиционные бумажные СМИ», — отметила Алла Забровская.

«Для России 2010 также стал интересным, — считает директор по связям с общественностью Google. — Достаточно вспомнить запуск проекта «Сколково», появление кириллической доменной зоны, формирование электронного правительства, выход Mail.ru Group на IPO, ну и, конечно, резкий рост популярности социальных сервисов, таких как Facebook, Twitter и Chatroulette».

Деньги и Сеть

Что касается «глобальной монетизации» Рунета, о которой говорили многие эксперты в 2010 году, то не все участники рынка согласны с тем, что Интернет стал сплошь платным. Скорее, речь идет о монетизации контента, размещенного в Сети.

«Пока не видно, чтобы традиционно бесплатные сервисы вдруг захотели бы стать платными. Платным хочет стать разнообразный контент: от газет до кинофильмов. И, видимо, это действительно мировая тенденция, с которой нам предстоит жить в будущем, и не только в наступающем году — ведь Интернет становится не довеском, а основным каналом распространения контента, —отметил директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант.

По его словам, авторы и правообладатели уже не могут рассматривать размещение в Интернете как просто рекламу, рассчитывая на сбор денег в офлайне, поэтому они начинают собирать деньги прямо в Сети. «А вот сколько придется платить, сказать пока сложно: ценовые модели в Интернете находятся еще в стадии становления и экспериментов. Возможен вариант, когда контент останется бесплатным для пользователя, а правообладатели будут зарабатывать по рекламной модели — так, например, организован сервис «Яндекс.Музыка», — добавил директор по маркетингу сервисов «Яндекса».

«Вряд ли монетизация Рунета пойдет, вернее, уже идет, путем, отличным от западного, — считает представитель Google Алла Забровская. — И это закономерный процесс: все онлайн-проекты тратят деньги на контент, сотрудников, раскрутку и т.д. Поэтому вопрос зарабатывания денег для владельцев площадок стоит достаточно остро. Например, сейчас многие офлайновые СМИ уделяют большое внимание своим веб-представительствам и экспериментируют с вариантами платного онлайн-контента. Есть и более традиционная модель — участие в партнерской сети систем размещения контекстной рекламы приносит хороший постоянный доход».

Сергей Плуготаренко также отмечает, что Рунет все чаще рассматривается с точки зрения бизнеса. «От стартапов требуют отдачи, от «древних» проектов — роста прибыльности. Это нормальный процесс, и какого-либо перелома в 2011 году вряд ли стоит ожидать. Другое дело, что традиционная «рунетовская» рекламная модель бизнеса все больше уходит в прошлое», — считает директор РАЭК.

«Появляются новые механизмы монетизации сервисов, и, что приятно, не всегда пользователь платит рублем, а часть сервисов традиционно остаются бесплатными. Более того, появляются новые модели монетизации, в том числе видеосервисов, когда изначально платный контент предоставляется пользователю бесплатно, оставаясь при этом лицензионным — за последние 2 года в России появилось сразу несколько сервисов, успешно работающих по такой модели» — подвел итог Плуготаренко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию