16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
6 января 2011, 14:53 ПроисшествияКомпании

Платформа BP подорвалась на просчетах топ-менеджмента

Лента новостей

Ко взрыву на нефтяной платформе в Мексиканском заливе привели грубые просчеты руководителей BP и двух компаний-подрядчиков. Проблема носит системный характер — аналогичные ЧП возможны и у других нефтяных компаний, установило расследование правительственной комиссии США

Массовый разлив нефти в Мексиканском заливе стал экологическим бедствием для всего региона. Фото: ИТАР-ТАСС
Массовый разлив нефти в Мексиканском заливе стал экологическим бедствием для всего региона. Фото: ИТАР-ТАСС

Взрыва на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе можно было бы избежать, если бы не ошибки в системе менеджмента компании-оператора BP и подрядчиков Transocean и Halliburton. К такому выводу пришла американская комиссия по расследованию обстоятельств аварии, созданная по распоряжению президента США Барака Обамы. Беспечность компаний в отрасли может привести к повторению апрельской трагедии, ставшей крупнейшей техногенной катастрофой этого века.

«Большинство ошибок и упущений на скважине связаны с одной общей проблемой — несостоятельностью менеджмента. Грамотная система управления в BP, Halliburton и Transocean почти наверняка позволила бы избежать этого взрыва», — говорится в докладе комиссии, который цитирует в четверг газета The Financial Times. Комиссия пришла к выводу, что проблема носит системный характер и без существенной реформы в отрасли и в регулировании может возникать вновь и вновь.

Публикация полной версии отчета ожидается в следующий вторник. Выводы комиссии будут присоединены к материалам разбирательств против BP и других компаний. В том числе они будут учитываться при рассмотрении гражданских дел, проводимых американским правительством, и грозящих нефтяным компаниям десятками миллиардов долларов компенсационных выплат по возмещению ущерба.

Эксперты сделали вывод, что проблемы есть не только в компании BP, вопреки заверениям участников отрасли, что взрыв 20 апреля — единичный инцидент, который стал результатом странных и рискованных решений, принятых операторами проекта.

«Принимая во внимание засвидетельствованные в документах нарушения в компаниях Transocean и Halliburton, которые обслуживают шельфовые нефтяные проекты практически во всех океанах, я с сожалением констатирую, что речь идет о системной проблеме», — приводит The Financial Times слова Уильяма Рейли (William Reilly), одного из руководителей правительственной комиссии.

Авария произошла из-за не выявленного вовремя поступления нефти и газа в трубу, соединяющую скважину и вышку на поверхности, и последовавшего в результате взрыва. Платформа горела два дня и после этого затонула. Массовый разлив нефти в Мексиканском заливе стал экологическим бедствием для всего региона.

В докладе правительственной комиссии сделан вывод о плохой оценке рисков, а также об отсутствии нормальной системы коммуникации как между партнерами, так и внутри каждой из компаний. Федеральным регуляторам не хватило подготовки и кадровых ресурсов для должного инспектирования отрасли, сочли эксперты.

В BP заявили, что опубликованные выдержки из доклада комиссии, как и данные внутреннего расследования, подтверждают, что авария стала следствием совокупности факторов, имеющих отношение ко многим компаниям.

По итогам собственной внутренней проверки в сентябре BP возложила ответственность за катастрофу не только на своих сотрудников, которые неверно истолковали данные тестов давления в системе, но и в значительной степени на служащих Halliburton и Transocean. В частности, был сделан вывод, что Halliburton плохо зацементировала скважину, а служащие Transocean не заметили признаков поступления в скважину взрывоопасного природного газа и не приняли соответствующих мер.

В отчете правительственной комиссии отмечены нарушения всех трех компаний, но в основном упор сделан на BP, которая являлась владельцем аварийной скважины и контролировала буровые работы.

Комиссия не обвиняет BP в активном пренебрежении безопасностью ради экономии, но отмечает, что в компании не было предусмотрено необходимых процедур, позволяющих гарантировать, что усилия по сокращению издержек не идут в ущерб безопасности. В отчете говорится, что BP неоднократно вносила изменения в проект скважины и технологию разработки и при этом не производила надлежащей оценки и проработки рисков, возникающих в результате таких корректировок.

В отчете правительственной комиссии подтверждаются выводы BP о том, что цементирование скважины, которое должно исключать поступление в нее газа, было ненадежным. Halliburton должна была сразу оценить качество используемого цемента, а также предупредить BP о нестабильности смеси, как было установлено в ходе последующих проверок. В компании ранее заявляли, что смесь успешно прошла тесты.

Комиссия также указывает на нарушения со стороны Transocean, сотрудники которой не смогли выявить признаков опасности. Эксперты критикуют компанию за то, что до сотрудников не были должным образом донесены выводы из недавнего подобного инцидента на вышке в Северном море, который едва не обернулся катастрофой.

Представитель Transocean заявил The Wall Street Journal, что работы на скважине в последние часы производились согласно указаниям BP и разрешениям регуляторов. «Служащие Transocean, с учетом предоставленной им ограниченной информации, действовали правильно, пытаясь взять скважину под контроль», — заявил представитель компании.

В Halliburton газете прокомментировали, что при цементировании могут возникнуть проблемы даже в оптимальных условиях. В компании добавили, что цементная смесь была разработана в соответствии с техническими параметрами BP и успешно прошла лабораторные тесты.

Рекомендуем:

  • Фотоистории