16+
Вторник, 16 июля 2024
  • BRENT $ 84.64 / ₽ 7432
  • RTS1045.25
24 января 2011, 09:27 Авто
Актуальная тема: Собянин и москвичи

У транспортной системы Москвы будет искусственный интеллект

Лента новостей

В Москве будет создан Единый общегородской диспетчерский центр общественного транспорта. К этому комплексу могут присоединиться и частные перевозчики, заключившие контракты с департаментом транспорта

Столичные таксисты, пользующиеся ГЛОНАСС, получат льготы. Фото: РИА Новости
Столичные таксисты, пользующиеся ГЛОНАСС, получат льготы. Фото: РИА Новости

В Москве в рамках внедрения интеллектуальной транспортной системы (ИТС) будет создан Единый общегородской диспетчерский центр (ЕОГДЦ) общественного транспорта. Об этом заявил Александр Комаров, руководитель столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД), который выступает госзаказчиком создания ИТС.

Концепция внедрения ИТС в Москве рассчитана на три года. На ее реализацию в 2011 году выделены бюджетные средства в размере 6,3 млрд руб. По предварительной информации, в целом создание этой системы обойдется столице не менее чем в 10 млрд рублей. В соответствии с постановлением «О создании интеллектуальной транспортной системы города Москвы» программа создания и внедрения ИТС рассчитана на два этапа — 2011 год и 2012-2013 годы.

Концепция ИТС была разработана Центром организации дорожного движения еще в 2009 году. Опираясь на опыт крупных городов мира, ее авторы доказали, что одним строительством новых дорог и модернизацией существующих трасс транспортные проблемы современных мегаполисов не решаются.

Одним из первых шагов по внедрению ИТС станет как раз создание Единого общегородского диспетчерского центра. С его помощью будет происходить обмен данными с различными диспетчерскими центрами, которые есть, например, у столичного управления ГИБДД, МЧС, службы «скорой помощи». Его создание должно завершиться до 2013 года.

Центробежное ускорение

На первом этапе «Мосгортранс» оснастит датчиками ГЛОНАСС 7,8 тысячи автобусов и троллейбусов, и информация с них станет стекаться в зональные диспетчерские «Мосгортранса», которые затем будут интегрированы в ЕОГДЦ. «В этот комплекс войдут и железнодорожные центры, метрополитен. Могут присоединиться и частные перевозчики, заключившие контракты с департаментом транспорта. Согласно поручению мэра, в 2012 году в ЕОГДЦ будет создано специальное диспетчерское такси», — рассказал Комаров. При этом, подчеркнул он, частники, которые захотят работать по-честному, получат преференции от города — но для того, чтобы влиться в общую систему информации, им надо будет установить датчики ГЛОНАСС.

У москвичей появится возможность позвонить в единый центр и получить информацию о ситуации на дорогах. Услуга будет платной, однако разработчики проекта утверждают, что цены будут разумными. Через Интернет и системы ГЛОНАСС можно будет получить рекомендации о том, как составить свой маршрут с учетом пробок на дорогах.

Исполнительный директор ГК «М2М телематика» Алексей Смятских считает, что создание Единого общегородского диспетчерского центра поможет столичным властям в борьбе с пробками. «Опыт создания единых центров управления пассажирскими перевозками, как в российских городах, так и за рубежом, показывает, что это, как правило, на 20-30% улучшает дорожную ситуацию в городе. Безусловно, необходимо оснастить весь пассажирский транспорт, чтобы, например, на одной остановке не выстраивалось по 10-20 автобусов и маршруток, которые препятствуют движению других транспортных средств. Также это позволит определить оптимальные типы транспортных средств, которые нужно использовать на том или ином маршруте в зависимости от времени суток, времени года и дня недели – рабочий это день или выходной», — рассказал эксперт BFM.ru.

По словам Алексея Смятских, транспорт «Мосгортранса» будет оборудован
в течение 2011 года. «Дело в том, что оснащение пассажирского транспорта имеет ряд особенностей, связанных с тем, что большая его часть в дневное время находится на линии и это создает дополнительные сложности при проведении монтажных работ по установке навигационного оборудования. Это дело не одного-двух месяцев», — сказал он.

Еще одно направление ИТС — установка на улицах Москвы дополнительных видеокамер. Видеонаблюдением планируется покрыть весь центр города и МКАД. Также в центре Москвы в 2011 году установят 50 огромных табло, на них будет высвечиваться информация о заторах на дорогах и о путях объезда. На экранах также планируется размещать данные о парковках. Кстати, узнать о наличии свободных мест на стоянке также можно, позвонив в диспетчерскую службу.

Предполагается, что все эти новшества появятся в Москве в течение ближайших нескольких лет. Ну а пока автомобилисты справляются своими силами. В частности, некоторые жители столицы установили веб-камеры на своих окнах с видом на дороги и передают картинку на специальный сайт в Интернете.

«В центре управления движением всегда будет четкое представление о ситуации на дорогах. Это позволит принимать как тактические, так и стратегические решения не только транспортникам, но и другим ведомствам. Скажем, спонтанное планирование строительства самых разных объектов и дорог должно отойти в прошлое», — заявил Комаров.

Электроника все проконтролирует

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин считает, что с появлением ИТС в столице изменится философия пассажирских перевозок. «Город перейдет на общепринятый в мире централизованный порядок заказа транспортных услуг. Появится муниципальное предприятие — организатор перевозок. Оно будет устанавливать маршруты, составлять расписание и требования к подвижному составу. И следить за соблюдением правил перевозчиками. Неважно, частник ты или муниципал, но обеспечь по единой цене, с должным комфортом своевременную доставку пассажиров. Электроника все проконтролирует. Не соответствуешь запросам — до свидания. Так живут во многих странах, и это проверенная и эффективная система», — рассказал он.

На сегодняшний день в Москве зарегистрировано около 4 млн грузовых и легковых автомобилей, при этом прирост автопарка достигает 200 тысяч единиц в год. Помимо этого, в город ежедневно прибывает от 500 до 600 тысяч машин из других регионов. По данным департамента транспорта Москвы, через 10 лет городской парк может достигнуть 5 млн автомобилей.

Сейчас в столице существует несколько систем контроля и управления движением, а также диспетчерские центры ГУВД Москвы, столичного департамента ЖКХ и другие. Самая развитая из них — система СТАРТ, которая охватывает центр города в пределах Садового кольца и основные радиальные магистрали. Система объединяет 369 светофоров, 621 счетчик транспорта и 653 видеокамеры (315 из них — в тоннелях).

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию