16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
11 февраля 2009, 15:37 Компании

Калмыки ставят на ветер

Лента новостей

В Калмыкии начался монтаж ветроэнергетических установок первой на юге России ветроэлектростанции. Согласно планам местных властей, к 2010 году республиканский ветропарк должен насчитывать 126 ветряков общей мощностью 150 МВт

Ветровые электростанции вполне могут прижиться в России. Фото: Mike Rosales/flickr.com
Ветровые электростанции вполне могут прижиться в России. Фото: Mike Rosales/flickr.com

В Приютненском районе Калмыкии, в 15 километрах от Элисты, сейчас идет монтаж ветроэнергетических установок первой на юге России ветроэлектростанции (ВЭС). Из-за финансовых сложностей проект может затянуться, но в будущем регион с помощью установок альтернативной энергетики вполне может избавиться от нехватки энергомощностей.

По планам калмыцких властей, к 2010 году республиканский ветропарк должен насчитывать 126 ветряков общей мощностью 150 МВт. Ранее президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов неоднократно говорил о планах перевести республику на самоэнергообеспечение благодаря использованию энергии ветра; при этом говорилось о строительстве 150 ветроэлектростанций, что должно было не только покрыть республиканские энергопотребности, но и позволить начать экспорт электричества в соседние регионы.

По словам премьер-министра Калмыкии Владимира Сенглеева, к 2015 году объем вырабатываемой в республике электроэнергии за счет использования ветроустановок планируется довести до 300 мегаватт. Сегодня годовое энергопотребление в Калмыкии превышает 550 млн. кВт°ч, уровень нагрузки достигает 90 МВт в зимнее время и 80 МВт в летний период, и пока в значительной степень потребности республики в электроэнергии покрываются за счет перетоков из соседних регионов.

Общий объем инвестиций в строительство Калмыцкой ВЭС составляет 266,1 млн евро. Из них 235 млн евро – это кредит, предоставленный Чешским экспортным банком компании Falkon Capital a.s. на реализацию проекта, 15,47 млн — средства на строительство инженерной инфраструктуры, выделяемые из федерального бюджета РФ в рамках ФЦП «Юг России», а еще 15,63 млн евро — собственные средства инвестора.

Расчетная производительность ВЭС составляет 468 млн кВт°ч в год. Рост среднего тарифа на вырабатываемую электроэнергию составит 10% в период с 2007 по 2011 год, 12% — в период с 2012 по 2015 год, и 7% — с 2013 по 2020 год. Строительство ВЭС в Приютненском районе Калмыкии будет осуществляться в три этапа по 50 МВт каждый. Срок окупаемости первой очереди строительства составляет 10 лет, последующих 100 МВт — не более 10 лет в связи с ожидаемым опережающим ростом тарифов на электроэнергию.

Однако, как отметил BFM.ru источник в правительстве Калмыкии, в связи с финансовым кризисом работы по сооружению ВЭС несколько замедлились. «Работы на объекте пока находятся в начальной стадии, сейчас строится только инфраструктура. Проект в финансовом плане довольно емкий, требует значительных инвестиций, поэтому сложно сказать, как в нынешних условиях будет продолжаться его реализация», — пояснил источник.

Как бы то ни было, ветровая энергетика прописана энергодефицитной Калмыкии самой природой. Среднегодовая скорость ветра в районе первой калмыцкой ВЭУ составляет около 7,5 метра в секунду — это один из самых высоких показателей в южной зоне России. И Приютненская точка — лишь одна из площадок в республике, где сооружение ВЭС признано оптимальным. В 2007 году изучавшие рельеф и розу ветров этого региона немецкие специалисты заключили, что в республике имеется не менее 5-6 площадок, где среднегодовая скорость ветра позволяет с выгодой строить ветряки.

«Мне сложно оценить экономическую целесообразность проекта Приютненской ВЭС, но в любом случае могу сказать, что надо пробовать с различными видами энергии, потому что только таким образом существует возможность получить практический опыт создания альтернативных энергетических систем», — заявил BFM.ru гендиректор компании «Солнечная энергия» Борис Бурченко, уточнив, что из-за того, что на данный в момент в России, в отличие от стран ЕС, нет закона о компенсации инвестиций в альтернативную энергетику, реализация таких проектов выгодна компаниям только в отдельных случаях.

В частности, тогда, когда речь идет о производстве резервных источников энергии для бюджетных организаций — например военных. Также, по словам Бориса Бурченко, возможны успешные проекты с сотовыми операторами, которым в течение года неоднократно приходится переходить на дизель-генерацию. Из-за дороговизны топлива источники на солнечной энергии оказывается зачастую более выгодны.

«В нашей стране в будущем солнечная энергетика при весьма небольших затратах вполне могла бы обеспечить несколько процентов потребности в энергии. По мнению моего учителя, известного ученого в данной области Марата Борисовича Закса, именно в России, где в связи с большими дистанциями очень высоки затраты на доставку энергии ко многим изолированным населенным пунктам, гибридная энергетика, то есть традиционная плюс использование ветровой или солнечной энергии, особо перспективна», — говорит Борис Бурченко.

«К сожалению, например, альтернативная энергетика пока что очень дорого стоит на стадии первоначальных капитальных затрат, к тому же ее развитие серьезно тормозится нашей системой откатов. Но, если говорить о практическом приложении, то, например, у нас постоянно заказывают самые маленькие станции с модулем на 100 Вт и преобразователем на 220 В, которых хватает для энергоснабжения простенького щитового дома на садовом участке. Стоимость таких станций прошлом году составляла 30-50 тысяч рублей; наиболее востребованы они были жителями Московского региона, где одна лишь согласовательная документация на подключение к электро- и газосетям стоит десятки тысяч рублей», — заключил Бурченко, уточнив, что в настоящее время наиболее перспективны инвекторные ветровые и солнечные станции, совместимые с дизель-генераторами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию