16+
Пятница, 19 апреля 2019
  • BRENT $ 72.01 / ₽ 4601
  • RTS1262.28
1 февраля 2011, 17:53 МакроэкономикаОбщество
В фокусе: Запрос дня от Google

Индекс китайских пельменей как индикатор мировой экономики

Лента новостей

Азия готовится отпраздновать Новый год по лунному календарю. Расходы китайцев в предпраздничный период — такой же важный индикатор состояния мировой экономики, как предрождественские траты в Европе и США

Китай охвачен потребительской лихорадкой и праздничным настроением — 3 февраля начнется Новый год по лунному календарю. Фото: ИТАР-ТАСС
Китай охвачен потребительской лихорадкой и праздничным настроением — 3 февраля начнется Новый год по лунному календарю. Фото: ИТАР-ТАСС

230 миллионов человек пустились в путь в Китае в связи с наступлением 3 февраля Нового года по лунному календарю, который во вторник стал самым популярным новостным запросом в поисковой системе Google. Это сопоставимо с численностью жителей четвертой по населению страны планеты, Индонезии (238,5 млн) и значительно больше, чем население Бразилии. Мировые СМИ по традиции называют это перемещение в пространстве и во времени «самым большим в мире миграционным потоком».

Как отмечает журнал Time, в действительности старт миграции был дан еще в понедельник, который и стал наиболее серьезным испытанием для транспортной инфраструктуры Китая; вторник также обещает быть не менее занятым днем. Китайцы пересекают страну из конца в конец, возвращаются домой из-за границы, чтобы поспеть к самой важной трапезе года. Начиная с 3 февраля вся страна вступает в период непрерывного обжорства, сопряженного с массовыми гуляниями с запрещенными фейерверками и без таковых. В Харбине на Новый год из-за затягивающего улицы дыма от петард видимость приближается к нулю. «Дышать нечем, все дорожки устелены красными бумажками. Мы живем на 16 этаже, из окна открывается вид на весь Харбин. Я фотоаппарат приготовила, а зря — такой смог стоит. Было ощущение начала третьей мировой — гремело все и вся», — поделилась воспоминаниями от прошлого Нового года одна из посетительниц интернет-форума polusharie.com, объединяющего русскоязычных пользователей Интернета, которые живут в азиатских странах.

В нынешнем году, как уже случалось в недавнем прошлом, основным испытанием стали обледеневшие шоссе и автострады. Прошли времена, когда подавляющее большинство китайцев передвигалось по государственным железным дорогам. Теперь миллионы человек пытаются добраться до дома на своих автомобилях или на автобусах. Как признал замминистра транспорта КНР Фэн Цзенлинь, это удается не всем. Особо протяженные заторы образовались в некоторых регионах юга Китая: там на дорогах образовалась толстая корка льда, которую сейчас скалывают дорожные рабочие, благо недостатка в свободных руках в стране не ощущается.

Как правило, в предновогодние и новогодние дни из Китая поступают сообщения о тяжелых ДТП, но пока что имело место только одно серьезное происшествие: на северо-западе Китая автобус упал с обрыва. Погибло 11 человек, 22 ранены.

Железной дорогой за последние 11 дней воспользовались 58,3 млн китайцев, что сравнимо с населением Франции. Китайская транспортная инфраструктура полностью готова к такому наплыву пассажиров, рассказал BFM.ru председатель правления Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев: «Железнодорожная сеть, включая высокоскоростное сообщение, у них развита не хуже, чем в Европе. Если говорить об авиации, то у нас практически все рейсы либо в Москву, либо в Питер. В Китае же сплошная сетка из любого города в любой город. Транспорт развит, он совершенно спокойно выносит предновогоднюю активность».

Если суммировать все поездки китайцев в праздничный сезон на всех видах транспорта (включая, помимо железной дороги, самолетов и паромов еще и индивидуальные перемещения на автотранспорте), то получится совершенно астрономическое число 2,85 миллиарда, сообщает издание Investor’s Business Daily. Это более чем в два раза превышает все население самого Китая.

Проще говоря, за праздничный месяц февраль каждый китаец, включая младенцев и глубоких старцев, дважды куда-то съездит.

Нетрудно понять, что, помимо древних традиций, приводит в движение всю эту гигантскую человеческую массу. Под Новый год китайцы получают на работе бонусы, которые во многих случаях соответствуют трехмесячной зарплате.

Причем следует принимать во внимание, что нынешнее поколение китайцев, родившихся после 1990 года, гораздо легче расстается с деньгами, чем поколение их родителей, переживших голод и прочие ужасы культурной революции. Об этом, в частности, заявил в интервью Investor.com из Шанхая инвестиционный банкир и стратег Роберт Лоуренс Кун. По его словам, в последние годы китайские СМИ пристально изучают потребительский тренд новогоднего сезона. Дело в том, что правительство сознательно стимулирует рост новогодних расходов, видя в этом способ повышения уровня жизни населения. Предполагается, что китайская экономика будет, таким образом, менее зависима от иностранных инвестиций и экспорта, а больше основываться на внутреннем спросе.

Аналитики за пределами Китая редко обращают внимание на расходы китайцев в преддверие Нового года, который, по сути, для КНР является единственным полноценным праздником. А зря. В свете прогнозов о том, что в ближайшее десятилетие китайская экономика может превратиться в крупнейшую в мире, траты китайцев в этот период становятся таким же важным индикатором состояния глобальной экономики, как тщательно анализируемые цифры рождественских расходов европейцев и американцев. «Китайский Новый год — определяющий момент для китайского потребительского рынка. Четко прослеживается связь между расходами на Новый год и тратами в течение всего года», — рассказал изданию Investor’s Business Daily экономист Мин-Джер Чень из университета штата Вирджиния.

Период потребительской лихорадки — две предновогодние недели, в те семь дней, что длятся новогодние праздники, большинство магазинов в Китае закрыто. Перед прошлым Новым годом, по сравнению с 2009, розничные продажи в КНР выросли на 17,2%, до 340 млрд юаней (51,7 млрд долларов), свидетельствуют данные китайского Министерства торговли. Продажи продуктов питания в магазинах увеличились на 16,5%, сигарет и спиртного — на 13,2%, ювелирных украшений — на 19%. На те же 19% подросли продажи аудио-видеотехники. На лунный Новый год также приходится пик электронной торговли. Лидеры этого сектора, такие, как Taobao, Dangdang, Amazon и 360buy в эти недели ведут настоящие торговые войны, агрессивно снижая цены. Абсолютным лидером в этой сфере является компания Taobao, которая контролирует три четверти китайского рынка электронной торговли.

Примеры наиболее типичных подарков на китайский Новый год приведены на русскоязычных форумах. «Деньги в красном конверте на Новый год дарят детям, а не взрослым. Это традиционно, а сейчас уже возможен отход от традиций. По моим наблюдениям, в «мужском варианте» чаще дарится какая-то красиво упакованная бутылка, чай или кофе. Фрукты — если не целую корзину или набор — надо дарить пару. Я вот уже получила несколько пар специально упакованных в пакетики крупных мандаринов. Обычно яблоки они тоже выращивают специально для Нового года — на незрелый плод наклеивается все тот же иероглиф или изображение животного, перед продажей наклейка снимается, а на яблоке остается четкое изображение снятого трафарета». Традиционное для Пекина новогоднее блюдо — это пельмени, как правило, с начинкой из капусты.

Китайцы убеждены, что Новый год — это время есть самые качественные продукты и пить лучший алкоголь. «Отсюда — погоня за самыми дорогими напитками. В Китае собственное производство рисовой водки. Она продается в номерных бутылках, на нее выдают паспорт. Цена может доходить до 2-3 тысяч долларов за бутылку. Они покупают в массовом порядке такие дорогие бутылки и дарят. Это очень популярный подарок», — рассказал Сергей Санакоев.

Лунный Новый год, помимо КНР, отмечают также в ряде других стран Азии — от Индонезии до Южной Кореи: в большинстве из этих стран имеются довольно значительные китайские общины. Во всех этих государствах новогодний сезон также сопряжен с ростом потребительской активности. Единственной крупной страной региона, которая не следует традиции отмечать Новый год по лунному календарю, является Япония, которая перешла на западный стиль еще в позапрошлом веке.

Возвращаясь к китайской экономике, следует отметить, что под Новый год, в январе, повышается уровень продаж автомобилей. Поскольку китайский автомобильный рынок уже обогнал американский и сделался самым крупным в мире, эта тенденция внимательно отслеживается аналитиками в разных странах.

Китайский Новый год наносит серьезный экономический удар по американскому бизнесу. Тысячи китайских предприятий-поставщиков компаний из США закрываются на две недели; контейнерные перевозки из КНР в США заметно снижаются в январе-феврале. «Что касается работы, то мы с ними [китайцами] сейчас прощаемся, понимая, что в следующий раз удастся состыковаться где-то 14-15 февраля», — рассказывает Сергей Санакоев.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию