16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.41 / ₽ 8145
  • RTS1175.36
4 февраля 2011, 08:12 ОбществоПраво

Американские выставки остались без экспонатов из России

Лента новостей

Российские государственные музеи, в частности Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, отказываются вывозить свои картины на выставки в США, несмотря на ранее достигнутые договоренности

«Курильщик» (1890-92) Поля Сезанна. Фото: AP
«Курильщик» (1890-92) Поля Сезанна. Фото: AP

Российские государственные музеи, в частности Эрмитаж и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, отказываются вывозить свои картины на выставки в США, несмотря на ранее достигнутые договоренности. Музеям необходимы твердые гарантии, что по завершении выставочной программы они получат свои экспонаты обратно. О риске невозвращения художественных коллекций заговорили в связи с неразрешенным конфликтом между США и Россией вокруг другого объекта культурного наследия — так называемой библиотеки Шнеерсона, которую, согласно спорному решению американского суда, российская сторона должна передать хасидскому движению «Хабад Любавич», базирующемуся в Нью-Йорке. Россия это судебное решение считает ничтожным с правовой точки зрения.

Из-за этого спора на выставке Поля Гогена в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, по-видимому, не будет нескольких его работ таитянского периода. Небольшая, но очень важная экспозиция в Музее Метрополитен, посвященная Сезанну, тоже будет представлена в сокращенном составе, пишет The New York Times.

Для американцев такой поворот событий стал крайне неожиданным. Программы обмена между российскими и американскими музеями проводятся давно и регулярно. Только Метрополитен, начиная с 1990 года, привозил из России экспонаты для почти сорока экспозиций, а теперь пытается заполнять пробелы в уже анонсированных и разрекламированных программах, пишет The New York Times. «Мы оказались заложниками политической ситуации, которую не мы создали», — комментирует в интервью The New York Times директор Метрополитен Томас Кэмпбелл (Thomas P. Campbell).

Музейный вопрос пытаются урегулировать дипломаты в Москве и Вашингтоне. В американском посольстве надеются, что сторонам удастся прийти к соглашению, чтобы юридический спор не отражался на музейном обмене.

Американские дипломаты заверяют российскую сторону, что в последние 45 лет законодательство США гарантирует защиту произведений искусства, временно ввозимых из других стран, от судебных санкций. За все 45 лет все такие произведения искусства, в том числе российские, в полной сохранности возвращались
владельцам. Но российской стороне необходимы полные юридические гарантии.

В центре судебного спора так называемая библиотека Шнеерсона — 12 тысяч книг и 50 тысяч документов. В 1918 году большевики национализировали часть коллекции, собранной раввином Йозефом Шнеерсоном, и ценные материалы разместили в фондах государственной библиотеки. В 1934 году раввину, который эмигрировал в Польшу, удалось вывезти оставшиеся документы, впоследствии они попали к нацистам, затем — вновь в Россию, в военный архив.

Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов, утверждая, что советские власти получили ее после войны нелегально.

В 1991 году суд в Москве распорядился, чтобы библиотека была передана хасидам, но потом Советский Союз распался, и решение не было исполнено российскими властями. Теперь российское правительство заявляет, что хочет сохранить библиотеку для российских евреев и ученых, пишет The New York Times.

Хасидская организация обратилась в суд в США. 30 июля 2010 года федеральный судья окружного суда в Вашингтоне Ройс Ламберт (Royce C. Lamberth) вынес решение в пользу истцов, обязав российскую сторону передать все документы, хранящиеся в Российской государственной библиотеке и Государственном военном архиве.

Российская сторона отказалась от участия в разбирательстве, заявив, что США не обладают юрисдикцией в отношении данного спора. Российский МИД выразил недоумение по поводу решения судьи Ламберта. «Для любого юриста очевидно, что данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права». Речь идет о принципе юрисдикционного иммунитета государств, согласно которому «суды одного государства не могут рассматривать иски против других государств и их собственности без явно выраженного согласия последних», — прокомментировал МИД России.

Уже к осени российские ведомства стали предупреждать государственные музеи, что предметы искусства, временно вывозимые в США, могут быть изъяты американскими властями в целях принуждения России к исполнению судебного решения, пишет The New York Times.

В январе в интервью радиостанции «Эхо Москвы» министр культуры России Александр Авдеев вновь подчеркнул, что коллекция никогда не покидала пределов России, находится в Российской государственной библиотеке законно, Россия является ее собственником.

«Американский суд присудил эту коллекцию общественной американской организации, хотя по международному праву государство неподсудно. Мы предприняли все юридические демарши для того, чтобы объяснить суду и американской общественной организации, что речь идет, друзья, о международном праве, а не о внутреннем американском праве. И по международному праву государство неподсудно, а тем более, если вы хотите судиться — пожалуйста, судитесь с нами на территории России», — заявил министр культуры радиостанции.

Адвокат движения «Хабад» Маршалл Гроссман (Marshall Grossman) отвечает, что дело решалось в американском суде, потому что оно не могло получить справедливого рассмотрения в российских инстанциях.

Гроссман при этом критикует отказ российских властей предоставить обещанные произведения искусства для участия в выставках, но говорит, что организация готова применять все без исключения легальные средства защиты своих прав.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию