16+
Среда, 19 июня 2024
  • BRENT $ 85.35 / ₽ 7598
  • RTS1127.16
15 февраля 2009, 09:02 Макроэкономика

Последний оплот американской экономики

Лента новостей

Судя по всему, монетарные власти США в лице главы Казначейства Тимоти Гайтнера так до конца и не осознали, что фактический крах прежней модели развития требует полной перестройки экономики

Дальше пути нет. Фото: AFP
Дальше пути нет. Фото: AFP

Новая экономическая команда президента Барака Обамы рискует повторить те же ошибки, что и их предшественники. Судя по всему, монетарные власти США в лице главы Казначейства Тимоти Гайтнера так до конца и не осознали, что фактический крах прежней модели развития требует полной перестройки экономики.

На данном этапе кризис в жилищной сфере и вызванные им трудности у банковских институтов свою роковую роль уже сыграли. В повестке дня этот вопрос уже не является главным. Сейчас гораздо важнее не допустить развала реального сектора, основу которого составляет малый и средний бизнес — важнейший двигатель экономики.

В настоящий момент американская экономика представляет собой решето, через которое просачивается все больше и больше новых проблем. Трещит по швам рынок труда, увеличивая с колоссальной скоростью и без того немалое давление на потребителя. Представители крупнейших розничных сетей уже признают, что таких грандиозных трудностей в этой отрасли еще не было. Возможно, страшные дни еще впереди. Квартальные отчеты национальных грузоперевозчиков, таких как, например, UPS и FedEx, напоминают сводки с фронта. Такими темпами, как сейчас, товарооборот не падал с 1930-х годов прошлого века.

Естественно, одной из причин такого обвала можно считать и полный паралич кредитного рынка. Невозможность получать займы даже под гарантии товарных поставок резко сокращает активность в этом сегменте. Логично было бы предположить, что как только условия на кредитном рынке немного улучшатся, появится надежда на восстановление. Видимо, на это и рассчитывают финансовые власти США, когда всеми силами пытаются создать условия для возобновления кредитования со стороны банков.

Однако вся беда в том, что финансовый кризис уже успел оказать влияние на реальный сектор экономики. Более того, кризис успел добраться до самых основ экономики США. Судя по недавнему отчету Национальной федерации независимых предприятий (National Federation of Independent Business, NFIB)ситуация в экономике даже хуже, чем кажется. Не секрет, что малый и средний бизнес играет огромную роль в процветании экономики США. Этот сектор держался очень долго, и казалось, что бури на кредитном рынке обойдут его стороной. Но спектакль настолько затянулся, что зрители гурьбой потянулись к выходу. Доклад NFIB за декабрь 2008 года не стал поводом для надежд относительно вероятности роста экономики в ближайшие годы. Индекс делового оптимизма в секторе малого бизнеса в последнем месяце 2008 года упал на 2,6 пункта до отметки в 85.2 (в 1986 году его значение равнялось 100 пунктам). За 35-летнюю историю исследований это один из худших показателей. Лишь в 1980 году индекс упал до значения в 80.1 пункта.

Но дело даже не в общих цифрах, а в показателе настроений на будущее. Почти 75% из общего числа опрошенных руководителей компаний заявили, что ситуация в экономике ухудшилась, а больше половины считает, что страну ждет длительная рецессия. Это не просто цифры, а четкая картина происходящих в экономике процессов, ведь малый и средний бизнес производит более половины валового продукта страны. Но вот что самое важное, на мой взгляд: сектор малого и среднего бизнеса является хребтом американского рынка труда и как раз в данной ситуации уместно перефразировать известную поговорку - Что плохо для NFIB, то плохо и для страны. Согласно данным все той же NFIB, количество рабочих мест, созданных в этой сфере, составляет 45% от общенационального уровня, а если полагаться на факты, то получается, что с 2000 по 2007 года, здесь было создано почти 5 миллионов новых рабочих мест.

В расчет индекса NFIB входит очень много показателей, но наиболее наглядно демонстрируют положение дел несколько компонентов. В первую очередь, компонент занятости и расходов на расширение бизнеса. Я нашел статистику индекса NFIB , начиная с 1993 года и вот, что получилось. Когда в моменты экономического спада оптимизм в этом секторе рос, это означало, что период замедления заканчивался, и возобновлялось восходящее движение экономики. Обычный лаг составлял не более полугода. Причем опережающими индикаторами как раз и являлись упомянутые компоненты. Например, в 2002 году, когда количество рабочих мест в американской экономике сокращалось чуть ли не ежемесячно, аналогичный показатель занятости в индексе NFIB продемонстрировал неожиданный рост числа предпринимателей, которые собирались увеличить количество новых сотрудников. Уже к концу 2003 года общий тренд на рынке труда США развернулся вверх.

В принципе, индекс оптимизма NFIB является неким опережающим индикатором реального состояния экономики, а если это так, последние данные наводят на грустные размышления. С учетом сезонных трендов, средняя занятость среди компаний малого бизнеса уменьшилась в январе на 0.86 человек — это крупнейшее месячное снижение за весь период исследований. 8% компаний увеличили количество своих сотрудников в среднем на 3.2, однако при этом 26% сократили на 4.2. В течение следующих 3 месяцев 8% планируют нанимать новых сотрудников, 19% — планируют дальнейшие сокращения. Это означает, что уровни безработицы в экономике США в дальнейшем могут достичь 10% и более. Общее количество владельцев малого бизнеса, которые планируют создавать новые рабочие места в своих компаниях, в декабре составило -6%. Эти показатели, как минимум, аналогичны значениям 1974–75 и 1980–82 годов. То же самое касается и ситуации с планированием расходов на развитие.

При этом запланированные расходы на капитальные затраты находятся на минимальных уровнях — многие предприниматели просто откладывают новые проекты в долгий ящик для того, чтобы сохранить свои средства. В течение следующих нескольких месяцев лишь 17% предприятий малого бизнеса планируют выделять средства на данные нужды. Хуже показатели были только в период 1974–75 годов. Опаснее всего то, что резко упала прибыль. Доходы малого бизнеса в декабре снизились еще на 4% до значения в 42 пункта, что стало очередным антирекордом для сектора. Согласно опросам, снижение продаж стали самыми серьезными с начала исследований.

Покупательная способность населения падает, и все больше компаний докладывают о вынужденном снижении цен. Только среди компаний сектора розничной и оптовой торговли владельцы сообщали о повышении в ценах, но при этом лишь на небольшие величины. Многие компании сталкиваются с, казалось бы, банальной вне системы координат потребительской экономики, истиной — кредитов с более низкими процентами или снижения стоимости товаров недостаточно для того, чтобы стимулировать бурный рост потребления, если эти товары не нужны потребителям, которые вынуждены экономить и снижать объем своих покупок.

По мере ослабления состояния экономики в целом, снижается спрос на услуги кредитования. Только 33% предприятий сектора сообщают о том, что продолжают брать займы у банков, что близко к рекордно низкому значению в 31%. В результате снижения экономической активности кредитоспособность многих потенциальных заемщиков также ухудшилась. Парадокс заключается еще и в том, что даже в лучшие времена малому и среднему бизнесу было не так просто получить доступ к кредитованию. Банкирам было невыгодно предоставлять займы предпринимателям, так как они получали феноменальную отдачу от кредитования в финансовом секторе. Само собой, что в нынешних условиях о кредитах можно и не мечтать. Если исходить из того, что последним рубежом экономической обороны остается потрепанный (но до конца еще не сломленный) американский потребитель, то надо признать, что «дело табак». Подобно экземе, постепенно, но основательно, проблемы перекидываются с одной части тела экономики на другую. Когда окончательно станет ясно, что никакие фискальные стимулы (а налоги уже снижать просто некуда, разве что вообще отменить) и меры монетарного характера уже не работают, будет уже поздно. Надежды на то, что так называемые стимулирующие планы помогут остановить спад активности потребителей, по крайне мере смешны. Вместо колоссальных и, судя по всему, бесполезных трат на разного рода «планы спасения», было бы гораздо разумнее поддержать малый и средний бизнес. В конце концов, Америка стала великой страной во многом за счет небольшого частного предпринимателя.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию