16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.00 / ₽ 7713
  • RTS1177.61
9 февраля 2011, 20:04 ОбществоКультура

Минкультуры станет пугалом для разрушителей наследия

Лента новостей

Президент Дмитрий Медведев своим указом упразднил Росохранкультуру и передал ее функции Минкультуры. Министр культуры посчитал, что раньше службе не хватало статуса пугать тех, кто нарушает охранные зоны

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ, в соответствии с которым упраздняется Росохранкультура, функции которой будут переданы Министерству культуры. По словам министра культуры Александра Авдеева, это позволит существенно улучшить защиту культурного наследия в России. Однако многие эксперты полагают, что нововведения могут обернуться плачевными последствиями.

Напомним, проект указа президента был опубликован на сайте Минкультуры в сентябре прошлого года и тогда же он был согласован правительством. Росохранкультура существует в нынешнем виде с 12 мая 2008 года. Она имела статус службы — федерального органа исполнительной власти и подчинялась непосредственно правительству России, находясь в ведении министерства культуры.

Исполняющим обязанности руководителя Росохранкультуры в ноябре прошлого года был назначен Виктор Петраков. Ранее он занимал должность замруководителя этой службы.

В августе 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что Росохранкультура может быть расформирована, однако официальных комментариев не давалось до сентября, когда Авдеев объяснил журналистам, что грядущая реформа — не расформирование службы, а перегруппировка сил, чтобы лучше защищать памятники культуры.

Как сообщили сегодня в пресс-службе главы государства, расформирование Росохранкультуры было произведено «в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти». Министерству культуры будут переданы в том числе функции «по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений».

Упразднение Росохранкультуры, по мнению Министра культуры, — «оптимальный вариант». «Теперь будет существенно повышен статус и всего направления, и самого подразделения, ведающего вопросами обеспечения сохранности и защиты культурного наследия в нашей стране», — заявил он.

По словам министра, «в прежнем статусе Росохранкультура как служба не пугала тех, кто нарушает охранные зоны, рушит памятники». «Я не хочу критиковать это ведомство, дело не в его сотрудниках, они грамотные специалисты, дело было в их заниженном статусе, — пояснил Авдеев. — Теперь, когда вопросами будет заниматься министерство, а отвечать будет лично министр, ситуация должна перемениться. В случае необходимости, теперь я буду иметь возможность докладывать о ситуации премьеру и президенту, смогу писать в Счетную палату и в прокуратуру, — пояснил Авдеев. — И с министром, очевидно, должны считаться больше, чем с представителями службы, которая, к тому же, имела заниженный статус».

Критики решения отмечают, что потеря службой самостоятельности может обернуться плачевными последствиями для культурной сферы. Например, Росохранкультура последовательно выступала против строительства «Охта-центра», в то время как авторитета Авдеева не хватило для борьбы против 403-метрового небоскреба в центре Санкт-Петербурга. Отменить строительство офисного гиганта власти города решили лишь после того, как свою позицию высказал Дмитрий Медведев. Вмешательство же президента было вызвано громкими протестами общественности и судебными процессами, которые градозащитники выиграли при активной поддержке Росохранкультуры. При этом результаты судебных побед оказались шире признания незаконности отдельной высотки: Росохранкультура уже подтвердила в суде незаконность всей городской системы высотного регулирования, разрешавшей возвести на значительной части охраняемой ЮНЕСКО территории 114 новых доминант. Точку в этом вопросе в феврале должен поставить Верховный суд, и с учетом ликвидации Росохранкультуры решение по делу во многом будет теперь зависеть от Минкультуры.

Вместе с тем Минкультуры придется взять на себя урегулирование нового конфликта со Смольным, недовольным введением пролоббированного Росохранкультурой механизма охраны исторических поселений. Он был предусмотрен федеральным законом «Об объектах культурного наследия», но реально не исполнялся. Губернатор Валентина Матвиенко уже обратилась к Владимиру Путину с просьбой освободить петербургские власти от обязанности согласовывать все строительные проекты с федеральным ведомством.

В ответ на это Авдеев пообещал издать приказ, уточняющий рамки действия неудобного для Смольного статуса. Проект приказа был подготовлен Росохранкультурой, после чего и было принято решение о ее ликвидации.

По сведениям газеты «Комерсантъ», формальным поводом для реформы стали обнародованные прошлым летом претензии Счетной палаты к Росохранкультуры, которая в ответ оценила выводы аудиторов как «недостоверные и предвзятые». Примечательно, что в момент подготовки проекта ликвидации ведомства Счетная палата обнародовала на своем сайте сделанные ею еще более жесткие выводы по результатам проверки Минкультуры и подведомственных ему структур, в том числе управляющих памятниками и реконструирующих их.

Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин рассказал BFM.ru, что не видит связи между проверками Счетной палаты и принятым решением об упразднении Росохранкультуры. «Ведомства существуют для того, чтобы управлять той или иной областью. Замечания Счетной палаты могут вести к смене руководства, стиля управления. Поэтому в данном случае можно говорить о том, что это вопрос Госполитики, а не какой-то финансовый», — считает координатор «Архнадзора».

Рахматуллин рассказал также, что изначально одной из важнейших причин появления Росохранкультуры, как отдельного ведомства, была идея развести денежные потоки и контрольные органы. В результате получилось, что Минкультуры отвечает за контроль финансов, а Росохранкультуры представляет из себя надзорный орган, осуществляющий контроль за соблюдением закона.

«Сейчас эта логика разрушается, мы возвращаемся в прежнюю советскую ситуацию или ситуацию 1990-х годов, когда и то, и другое снова сосредотачивается в Минкультуры. Можно сказать, что к этому все шло, поскольку полномочия Росохранкультуры, федерального органа охраны наследия, как бы он ни назывался, с 2007 года последовательно сокращаются», — рассказал эксперт.

«То ли они все коррумпированы, то ли некомпетентны»

Член Общественной палаты Марат Гельман уверен, что решение о расформировании Росохранкультуры было кем-то пролоббированно. «Не важно кем, но, судя по всему, это так. Мне кажется, это большая ошибка, и буквально через полгода-год мы будем заниматься спасением исторических памятников, людям придется бросаться под экскаваторы. Как минимум, это решение преждевременно. Надо было сначала модернизировать Министерство культуры, поставить их в другую позицию, не такую зависимую», — уверен Гельман.

По словам члена общественной палаты, на сегодняшний день Минкультуры — «слабая организация, которая ничего не может отстоять». «Когда мы боролись с Генпланом Москвы, то нам показали — одним из первых его согласовало Минкультуры. Когда мы вводили в Общественной палате поправки к закону о передаче культурных ценностей, Министерство культуры согласовало их в первой редакции, а редакция была очень плохая, гораздо хуже, чем сейчас», — рассказал он.
«Объяснить, почему Минкультуры — слабая организация, сложно. То ли они все коррумпированы, то ли некомпетентны. Как бы то ни было, с ними очень легко договариваться. Они всегда в долгу у местной власти, поэтому местные власти с ними очень легко договариваются. При этом половина бюджета ведомства уходит на реставрацию памятников архитектуры, а это приводит к тому, что многие сидят в приемной ведомства и пытаются эти деньги получить. Росохранкультрура была хороша тем, что она ничем другим больше не занималась. У них не было никаких обязательств ни перед кем, как кроме для будущих поколений сохранить культурное наследие», — подытожил Гельман.

Лидер Петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник согласен, что решение об упразднении Росохранкультуры было пролоббированно. «Я не исключаю, что влияние оказали и петербуржские власти. То, что они имеют огромный зуб на Росохранкультуры, это бесспорно. Но я могу только догадываться, фактов у меня нет», — сказал Резник.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию