16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.37 / ₽ 7776
  • RTS1177.65
12 февраля 2011, 17:18

Добрачные танцы на Уолл-штрассе

Лента новостей

Возможное слияние немецкой Deutsche Börse и нью-йоркской фондовой биржи внесло сумятицу в ряды финансистов Франкфурта-на-Майне. Главный вопрос: кто будет играть первую скрипку в этом браке по расчету?

Франкфурт. Фото: jaime.silva/flickr.com
Франкфурт. Фото: jaime.silva/flickr.com

Акционеры и аналитики, оценивая перспективы «Уолл-Штрассе», рукоплещут, сотрудники биржи всерьез опасаются за свои места, а политики не исключают, что финансовая столица Германии с появлением мега-биржи может утратить прежнее значение. Кто окажется в плюсе: немцы, поставившие на современные деривативы, или американцы с их классическим подходом к биржевому делу?

Уже первые сообщения о вероятном альянсе Франкфурта-на-Майне и Нью-Йорка взволновали биржи необычайно: в четверг немецкие акции выросли на 8,8%, ценные бумаги NYSE на торгах в Париже подскочили на 9,4%. В толпе празднующих не обошлось без скептиков. Герберт Байер, финансовый эксперт профсоюза ver.di, поспешил заявить, что «в данном случае речь идет о синергии, что означает и сокращение рабочих мест». Во Франкфурте хватает тех, кто это мнение разделяет. Представитель профсоюза сотрудников немецкой биржи напоминает о недавнем старте программы Excellence, предполагающей перемещение некоторых подразделений в Прагу.

Осторожно о перспективах слияния гигантской биржи высказываются и немецкие политики. Фолькер Буфье, глава земли Гессен, на территории которой находится Франкфурт-на-Майне, заявил о «впечатляющем достижении», однако посоветовал повременить с ликованием: еще неизвестно, какую роль в этом будут играть немецкие финансовые институты. О необходимости тщательной проверки заявил и земельный министр экономики Дитер Пош, отметив, что в его ведомстве имеется и биржевой наблюдательный совет, способный воспрепятствовать слиянию. «С политической точки зрения тренд по созданию все более крупных в экономическом и системном плане компаний вызвал серьезные проблемы во время финансового кризиса», — напомнил региональный министр. «Об активных переговорах по объединению» два биржевых гиганта уже объявили, однако как далеко они зайдут, пока можно лишь гадать. Как уже писал BFM.ru, о договоренности NYSE Euronext и Deutsche Boerse может быть объявлено на следующей неделе.

Стоит вспомнить, что пару лет назад Deutsche Börse планировала слияние с Euronext, однако тогда New York Stock Exchange поглотила пан-европейский биржевой союз. Штефан Бруггер из Union Investment не исключает: сделка вновь сорвется из-за ограничений антимонопольного законодательства.

Если консолидация произойдет, то торговые площадки мега-биржи раскинутся не только во Франкфурте и Нью-Йорке, но также в Амстердаме, Париже, Лиссабоне, Брюсселе и Лондоне. Андреас Липков из MWB Fairtrade говорит даже о необходимости такого шага, который помог бы в противодействии конкурентам из Азии. Недавно стало известно о желании биржи в Сингапуре заключить «брак по расчету» с Сиднеем. В четверг о возможных слияниях говорили и в Гонконге.

Франкфуртские аналитики с нетерпением ждут появления биржевого гиганта. Арно Гибла из швейцарского UBS сказал, что это «привлекательная, стратегически осмысленная сделка», которая даст Deutsche Börse преимущество в сопровождении обращения ценных бумаг и их охране. Франкфурт сильней Нью-Йорка в обслуживании ценных бумаг, составляющем 30% оборота Deutsche Börse. Не раз критикуемая «вертикальная бизнес-модель» оправдала себя настолько, что на вооружение ее взяла биржа в Лондоне. Планы по консолидации усилий высоко оценил и германский союз по защите ценных бумаг. Глава союза Ульрих Хокер, правда, подчеркнул, что многие вопросы еще остаются открытыми.

Кто главнее в этом слиянии? «Для Нью-Йорка — это символ исчезающего влияния на мировой арене», — полагает Wall Street Journal. Аналитики DPA говорят о чутье на конъюнктуру, которую продемонстрировали франкфуртские финансисты. Крупные барыши приносят уже не акции, а деривативы, перспективность которых Франкфурт распознал довольно давно. Eurex, одна из ведущих бирж деривативов в мире, основанная еще в 1998 году, принадлежит Deutsche Börse AG и швейцарской Six Swiss Exchange. Четыре года назад она расширилась за счет американской биржи опционов ISE. Объемы торгов со времени основания выросли в 10 раз.

Между тем, американцы поставили на классику — акции. 10 лет назад на Уолл-Стрит ими торговали 3 тысячи биржевиков, на сегодня — менее 1,5 тысяч. В прошлом году оборот NYSE с его торгами на территории от Нью-Йорка до Амстердама упал на 10% — типичный случай для классической торговли акциями, уступающей альтернативным торговым площадкам. Деривативы, между тем, в моде (+14%). Однако нью-йоркская фондовая биржа без малого наполовину зависит от акций (франкфуртская биржа — лишь на 10%). В результате немецкие биржевики за девять месяцев зарабатывают больше, чем их коллеги в Нью-Йорке за целый год. Деривативную торговлю по другую сторону Атлантики контролирует CME Group со штаб-квартирой в Чикаго. Актуальная цена CME составляет 20,6 млрд долларов — это вполовину больше NYSE Euronext.

Активность западных бирж в освоении «дополнительных продуктов» (обслуживание валютных торгов и операций с деривативами) в значительной степени связана с растущей конкуренцией по торговле акциями со стороны азиатских бирж. По данным Ernst & Young, по итогам 11 месяцев прошлого года, 64% привлеченных средств от IPO получили азиатские компании, предпочитающие размещаться на «своих родных» биржах в Гонконге и Токио. При этом непосредственно китайские компании привлекли на себя 48% средств от мирового рынка IPO.

«Деньги все чаще делают с помощью компьютеров вдали от Уолл-Стрит. В местах вроде Джерси-Сити или Канзас-Сити», — пишет New York Times. Перезвон биржевых колоколов в Нью-Йорке становится туристическим аттракционом. «Немцы идут, — заламывал руки биржевой аналитик Джим Крамер в эфире телеканала CNBC. — Неужели мы скоро увидим немецкий флаг на важнейшем здании города? В этой стране все идет с молотка». «Это брак по расчету, а не по любви, — констатирует немецкий аналитик Хайно Руланд из Ruland Research, — традиционные биржи страдают от конкуренции с альтернативными торговыми площадками».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию