16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
17 февраля 2009, 18:17 Компании

Китай профинансирует ВСТО

Лента новостей

«Роснефть» и «Транснефть» получат кредит размером 25 млрд долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай. Китайские деньги позволят ускорить строительство ВСТО, по которому восточносибирская нефть будет поставляться на рынки АТР.

Сборка трубопровода с использоованием центратора. Фото: vstoneft.ru
Сборка трубопровода с использоованием центратора. Фото: vstoneft.ru

«Роснефть» и «Транснефть» получат кредит размером 25 млрд долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти в Китай. Китайские деньги позволят ускорить строительство ВСТО, по которому восточносибирская нефть будет поставляться на рынки АТР.

Во вторник представители «Роснефти» и «Транснефти» подписали итоговые документы с китайской нефтегазовой корпорацией CNPC и Банком развития Китая о предоставлении российским компаниям кредита на сумму в 25 млрд долларов в обмен на долгосрочные поставки нефти из России в Китай.

Соглашения о кредите, подписанные представителями российских и китайских компаний, стали результатом договоренностей, достигнутых в ходе встречи в Пекине вице-премьера России Игоря Сечина с заместителем премьера Госсовета КНР Ван Цишанем. С одной стороны, Банк развития Китая подписал соглашение с «Роснефтью» и «Транснефтью» о кредитах на 25 млрд долларов, а с другой — «Роснефть» и CNPC подписали контракт о поставках нефти в Китай сроком на 20 лет.

Помимо этого, вице-премьеры парафировали межправительственное соглашение о строительстве ответвления от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) на Китай, по которому будет поставляться эта нефть, а CNPC и «Транснефть» подписали соответствующий контракт на строительство и эксплуатацию участка. Таким образом, Россия и Китай реализовали положения совместного меморандума о сотрудничестве в области ТЭК, который был подписан в Москве в конце октября и действовал до конца марта.

«Это давно ожидаемое событие, так как переговоры относительно целесообразности строительства этой ветки велись десять лет. Когда-то этот проект собирался реализовать «Юкос», но по понятным причинам компании этого сделать не удалось. Сейчас наследницей дела Ходорковского является «Роснефть» и очень хорошо, что она все-таки с опозданием на 10 лет, но доведет до ума начатое, — заявил BFM.ru гендиректор агентства PR-3000 Станислав Радкевич. — Активным актором этой сделки является государство, но доходы поступят не ему, а окологосударственной корпорации. Поэтому остается порадоваться за господина Богданчикова (глава «Роснефти», — BFM.ru), а также надеяться, что он сможет с умом распорядиться полученными суммами».

Ранее стороны не могли согласовать стоимость кредита и параметры качества нефти. В настоящее время «Роснефть» поставляет в Китай около 9 млн тонн нефти в год железнодорожным транспортом. В соответствии с контрактом 2004 года китайская корпорация заплатила «Роснефти» 6 млрд долларов за поставки по железной дороге до 2010 года 48,4 млн тонн нефти, но в прошлом году в связи с изменившейся конъюнктурой «Роснефть» заявила о намерении пересмотреть формулу цены, прописанную в контракте. Осенью прошлого года представители CNPC согласились на повышение цены нефти на 0,675 доллара за баррель, а затем заявили о несогласии с дальнейшим повышением цены.

Одновременно стороны вели переговоры о новом долгосрочном контракте на поставку нефти в Китай после 2010 года. Уже с 2011 года «Роснефть» планирует поставлять нефть в Китай по отводу от ВСТО. Изначально китайские представители настаивали на строительстве ответвления от ВСТО в свою сторону, тогда как в российском руководстве длительное время воздерживались от окончательного одобрения такого решения.

Длина планируемого отвода от ВСТО в районе станции Сковородино в России до границы с Китаем составляет 67 км. Его предполагаемая мощность на первом этапе — 5 млн тонн. Китай профинансировал подготовку ТЭО российского отрезка от Сковородино, вложив 37 млн долларов, и подготовил собственное обоснование отрезка трубопровода от российско-китайской границы до Дацина протяженностью 960 км.

Теперь формальные проблемы по реализации этого проекта сняты. Как отмечает аналитик по нефти ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, конечно, следует учитывать, что «строительство трубы, — не важно, газовой или нефтяной — в одну страну несет определенные риски. Тем более, что у России нет истории трубопроводных отношений с Китаем. Однако эти риски снижаются ввиду наличия долгосрочных контрактов. При этом китайцы тоже рискуют, так как они тянут 1000-километровую трубу по своей территории. Поэтому и заинтересованы в том, чтобы труба не была пустой, а российская сторона — в гарантированном стабильном рынке сбыта».

«Речь об ответвлении на Китай шла давно, но до сих пор это был всего лишь проект, но теперь — почти реальность. В целом, заключение соглашения можно расценивать как определенный геополитический успех, так как выход на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона снизит российскую зависимость от других рынков, прежде всего, европейского», — считает Валерий Нестеров.

ВСТО строится для транспортировки нефти на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Проект реализуется в два этапа: на первом предусматривается строительство участка нефтепровода Тайшет (Иркутская область)–Сковородино (2,4 тысячи км) и сооружение нефтеналивного терминала на побережье Тихого океана мощностью 30 млн тонн нефти в год. От Сковородино до Тихого океана нефть планируется перевозить по железной дороге.
На втором этапе предполагается строительство участка нефтепровода Сковородино-побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала. Планируется, что в случае строительства ответвления на Китай в этом направлении будет поставляться 30 млн тонн в год, по маршруту Сковородино–Тихий океан — 50 млн тонн. Ранее предполагалось, что первая очередь ВСТО будет введена в конце 2008 года. Теперь в качестве срока запуска системы называется IV квартал 2009 года. Стоимость первой очереди ВСТО после индексации, проведенной в конце прошлого года, выросла на 21% — до 390 с 322 млрд рублей. Стоимость нефтепогрузочного терминала в конечной точке ВСТО после индексации составила 60 млрд рублей. «Транснефть» в 2009 году планирует направить на строительство ВСТО-1 примерно 95 млрд рублей, на строительство объекта Сковородино–Дацин — 10 млрд рублей.

Однако подписание соглашений еще не снимает все проблемы и вопросы. «Многое не ясно. Понятно, для чего деньги будут получены «Роснефтью», но пока не очень понятно выделение кредитов для «Транснефти» под проект, эффективность которого вызывает сомнения», — отмечает Валерий Нестеров.

Не является секретом, что ресурсная база для ВСТО еще не готова. Как напомнил аналитик, в соответствие с проектом Энергетической стратегией, к 2012 году Восточная Сибирь и Дальний Восток смогут производить на экспорт 50-60 млн тонн нефти, а к 2030 году — 100 млн тонн и выше. Между тем, в 2005 году в этих регионах добывалось всего 4,5 млн тонн. Поэтому с учетом того, как медленно в России решаются вопросы геологоразведки и лицензирования, достижимость запланированных параметров вызывает большие сомнения.

Есть надежда, что все проблемы будут решены, но есть место и для обеспокоенности. По первой очереди ВСТО должно поставляться 25-30 млн тонн нефти. Но известно, что согласно проекту Энергетической стратегии к 2020 году ее экспорт в целом из России вырастет до 265 млн тонн. Между тем, уже в 2007 году экспортировались не намного меньшие объемы: 258 млн тонн. То есть расти экспорту неоткуда и если мы из одного — европейского — кармана эти объемы переложим в другой — карман АТР, то в первом нефти станет гораздо меньше. По стратегии в 2030 году доля рынков АТР должна составить около четверти российского экспорта углеводородов, однако для этого вряд ли необходимо отказываться от рынков Европы, тем более, нас там в основном и любят только как поставщиков ресурсов», — считает Нестеров.

«В связи с этим возникают сомнения в целесообразности строительства второй очереди ВСТО и относительно того, какие новые месторождения имеются для ее ресурсного обеспечения. Единственное новое из имеющихся крупных месторождений — Южно-Хильчуйское, но оно разрабатывается «Лукойлом» для экспорта морем. Есть еще Ванкорское месторождение «Роснефти», по которому нефть частично пойдет в Европу, в обмен на нефть ТНК-BP с разрабатываемого этой компанией Самотлорского месторождения, которая пойдет в восточную трубу. Но пока это все предположения. Поэтому для «Роснефти» сегодняшнее событие является радостным, но проблемные моменты никуда не исчезают», — заключил Валерий Нестеров.

«С геополитической точки зрения мы здесь ничем не рискуем. Ветка ВСТО в Китай не увеличивает, но и не снижает те политические, экономические и культурные риски, которые теоретически представляет китайская угроза для восточных регионов России», — считает Станислав Радкевич.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию