16+
Пятница, 19 апреля 2019
  • BRENT $ 72.01 / ₽ 4604
  • RTS1263.71
28 февраля 2011, 19:48 Общество
Актуальная тема: Собянин и москвичи

Учиться, учиться и учить

Лента новостей

В Москве разработан собственный стандарт качества образования. «Инновационное поколение» собираются обучать в умных школах, а креативность и профессионализм педагогов поддержат рублем и квартирами

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Власти Москвы разработали проект программы развития системы образования в столице на период 2012-2016 годов. В документе говорится, что новый московский стандарт будет разработан на основе лучших практик столичных учреждений образования, а также с учетом эффективного мирового опыта. «В Москве не останется детских садов, школ и колледжей с низким качеством образования», — говорится в сообщении.

Напомним, в конце 2010 года средняя школа №874 на западе Москвы была лишена аккредитации из-за плохих результатов контрольных работ и низкого уровня образования. Тогда с работой по математике в 9-ом классе не справились более 50% учеников, по русскому языку — 62%, по химии — 68%, по английскому — почти 70%. Этот случай стал прецедентом — ранее ничего подобного в столице не происходило.

После этого власти Москвы заявили, что будут строже контролировать уровень подготовки в школах и в целом повышать уровень столичного образования, чтобы оно отвечало высоким требованиям москвичей. Также говорилось о том, что директоров школ, которые не справляются со своими обязанностями, будут увольнять.

«Есть в Москве разные школы: с хорошим уровнем образования, есть и те, которые отстают. Мы уверены, что подтянем их до среднего уровня образования, и обеспечим качественное среднее образование в Москве», — заявил после того инцидента столичный мэр Сергей Собянин.

Для решения поставленных задач власти решили поддерживать образовательные учреждения, которые реализуют проекты развития. Документ также предусматривает внедрение специальных социальных программ и «креативных предметов». Какие именно это будут предметы, правда, не уточняется.

Кроме того, город будет поддерживать «инновационное поколение Москвы». А для детей с ограниченными возможностями будет создана безбарьерная образовательная среда. Также планируется развитие открытой информационной среды — так называемая «умная школа».

Согласно проекту, полный спектр качественных образовательных услуг будет доступен в каждом районе города и для каждого ребенка, независимо от социально-экономического положения семьи.

Также городские власти намерены обеспечить прозрачность распределения и рост эффективности использования ресурсов, направляемых в сферу образования. При этом предполагается, что образовательные учреждения получат больше самостоятельности в распоряжении финансовыми средствами.

Мигрантам помогут адаптироваться

В проекте новой программы говорится, что она будет способствовать адаптации мигрантов и снижению межэтнической напряженности в столице. Согласно статистическим данным, за период между переписями населения 1989 и 2002 годов численность армянской и грузинской общин в Москве выросла в 2,8 раза, азербайджанской и молдавской — в 5 раз, чеченской — в 7 раз, таджикской — в 12 раз, вьетнамской — в 14 раз, китайской — в 35 раз.

«Образовательные организации станут центрами культурной и социальной активности горожан, — говорится в документе. — Будет сформирована система образовательной интеграции трудовых мигрантов в российское общество. Московские колледжи в тесной кооперации с работодателями будут предоставлять гибкие программы, обеспечивая московскую экономику квалифицированными кадрами».

Ранее патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что далеко не всегда новоприбывшие в столицу обладают культурой и знаниями, необходимыми для успешной адаптации. Это нередко вызывает нарекания москвичей. Предстоятель РПЦ призвал содействовать их адаптации и обучению русскому языку.

Для столичных педагогов организуют ипотеку

Еще в начале прошлого года премьер-министр Владимир Путин говорил о необходимости сравнять зарплаты учителей в государственных школах с зарплатами менеджеров крупных компаний — в районе 60-80 тысяч рублей. На это государство отвело себе три года.

На сегодняшний день средняя заработная плата учителя в Москве чуть превышает отметку в 27 тысяч рублей и зависит теперь в большей степени от типа школы и учебной нагрузки учителя. Есть доплаты за работу в экспериментальной школе, за классное руководство, за занятость в школе полного дня. Зарплата еще выше, если учитель является заслуженным работником просвещения (надбавка 50%) или обладателем премии правительства Москвы.

В проекте новой программы речь идет об обеспечении регулярного роста зарплаты. Кроме того, планируется внедрить новые механизмы социальной поддержки педагогов — в том числе ипотеку, страхование жизни, ведомственные преференции. Однако на каких условиях предполагается кредитовать педагогов, и какой банк возьмет на себя эту функцию, не уточняется.

В настоящее время реализацией социальных ипотечных программ в столице занимается коммерческий банк «Московское ипотечное агентство» (МИА, 100% акций принадлежит правительству Москвы). Банк выдает социальные ипотечные кредиты на приобретение квартиры в домах, построенных за счет горбюджета, покупку жилья на вторичном и первичном рынках московского региона, а также на приобретение квартиры в муниципальном доме с увеличением суммы кредита для благоустройства квартиры.

Стандарты требуют разъяснений

Пока столичные власти планируют ввести собственный стандарт качества образования, до конца остается непонятной ситуация с новыми общероссийскими образовательными государственными стандартами, вызвавшими много споров и критики. Напомним, после активного обсуждения нововведений в Интернете президент страны Дмитрий Медведев получил письмо с просьбой повременить с внедрением стандартов. Его подписали двадцать тысяч человек, среди которых были учителя, академики, писатели, а также просто родители учеников.

Между тем, министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что они могут быть доработаны до конца текущего года. «Это вполне реально. До конца года тот вариант, который будет разумным и приемлемым для большинства, может быть подготовлен и представлен, нужно двигаться в этом направлении», — сообщил министр. Вместе с тем, Фурсенко подчеркнул, что доработка документа до конца года не является той целью, которой нужно добиваться любой ценой. «До тех пор, пока не будет достигнуто широкое общественное согласие, стандарты подписаны не будут», — заверил он.

В 2011 году по новым федеральным образовательным стандартам (ФГОС) будут учить в начальной школе (первый-четвертый классы), в 2012 году — в основной школе (пятый-девятый классы). Что касается старшей школы (10-11 классы), то эксперимент по новым стандартам будет проведен в 2013 году, а повсеместно их введут, предположительно, с 2020 года. Проект ФГОС был встречен неоднозначно и вызвал дискуссии. Многие из участников споров выразили опасение, что новые ФГОС оставят «за бортом» предметы, до сих пор входившие в обязательную школьную программу.
По мнению Фурсенко, новый стандарт может претерпеть изменения, однако неизменными должны остаться такие его принципы, как профилизация и выделение приоритетных дисциплин в 10-11 классах. «Некоторые вещи останутся — право на выбор предмета и более глубокое изучение, а также сохранение бюджетной обеспеченности», — сказал собеседник агентства. Разработчики ФГОС выделили шесть предметных групп. Первая группа — это русский язык и литература, а также родной язык и литература, вторая группа — иностранные языки, третья —математика и информатика, четвертая — общественные науки, пятая — естественные науки, шестая — искусство или предмет по выбору.

В каждой из групп, по замыслу авторов стандарта, ученик должен будет выбрать один-два предмета. Кроме того, есть три предмета, для которых вариации будут невозможны. Это курс «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Они будут обязательными для всех, независимо от избранного профиля.

Таким образом, число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с 16-21 до 9-10. Предполагается, что у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Директор лицея №1518, учитель года России — 2007 Анна Мехед отмечает, что к общеобразовательным стандартам для старших классов очень много технических вопросов. «Есть недопонимание и некие опасения, поскольку у нас в новом законе об образовании прописано, что базовая школа остается бесплатной. Возникает вопрос, что имеется в виду под базой. База 24 часа в 11 классе и все, а дальше идет платное образование, или база девять классов, и старшая ступень становится платной? Я думаю, что вот такие вещи требуют разъяснения», — считает Мехед, отмечая, что может возникнуть путаница в понятиях «базовое школьное образование» и «базовый образовательный уровень».

Член Общественной палаты РФ, директор московского центра образования «Царицыно», который в 2006 году был назван лучшей школой России, Ефим Рачевский считает, что новые стандарты отвечают требованиям современных старшеклассников. Однако, по его мнению, из-за витиеватого написания они требуют разъяснений. «В новом тексте стандартов это так стилистически невнятно написано, что все требует толкования. Разработчики стандартов должны сесть и переписать, чтобы всем все стало понятно», — считает Рачевский.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию