16+
Понедельник, 21 августа 2017
  • BRENT $ 52.68 / ₽ 3108
  • RTS1027.85
4 марта 2011, 15:13

Покупатели побеждают в войне «Евросети» и «Связного»

Лента новостей

«Евросеть», крупнейший в России сотовый ритейлер, задалась целью вытеснить с рынка своего конкурента — вторую в стране по величине мультибрендовую сеть «Связной». Главы компаний — Малис и Ноготков — рассказали о своих планах в интервью Business FM

«Евросеть» хочет провалить явки «Связного». Фото: Ляленко Анна/BFM.ru
«Евросеть» хочет провалить явки «Связного». Фото: Ляленко Анна/BFM.ru

Компания «Евросеть», крупнейший российский сотовый ритейлер (более 4 тысяч салонов), начала занимать точки продаж, в которых до последнего времени располагались магазины ее конкурента — второй по величине в России мультибрендовой сети «Связной» (около 2,2 тысячи салонов).

Конкуренция между сотовыми ритейлерами резко обострилась в последние месяцы. В «Евросети» утверждают, «Связной» снизил цены на продукцию и торговал себе в убыток, чтобы переманить покупателей. И в ответ на эти действия с середины февраля «Евросеть» начала занимать точки продаж, в которых до последнего времени располагались магазины «Связного».

Президент «Евросети» Александр Малис сообщил, что за две недели компания договорилась об аренде 300 салонов и планирует за несколько недель увеличить их число до 500 лучших точек. Он заявил, что это всего лишь начало войны, а конечная цель ее — полностью уничтожить конкурента.

Президент и основной владелец «Связного» Максим Ноготков отрицает обвинения Малиса в занижении цен. Более того, он не видит в демарше «Евросети» ничего особенного. По его словам, компании воюют уже 9 лет, и раньше «война была гораздо жестче».

Малис: «Мы действуем как каток»

Президент «Евросети» Александр Малис заявил Business FM, что «Связной» несколько месяцев торговал себе в убыток, чтобы потеснить конкурента. Однако результата это не принесло, так как в «Евросети» тоже снизили цены. «Прибыльность «Евросети» в настоящее время в три раза больше, чем у «Связного». Это говорит о том, что мы торговали в прибыль, а они в убыток», — пояснил Малис.

— Почему именно «Связной»? Это что-то уже личное? Ведь для развития компании можно было бы поглотить мелких игроков, тот же «Альт-телеком».

— «Связной» набрал много кредитов, больше, чем может отдать. Мы знаем достаточно хорошо этот бизнес, и понимаем, что «Связной» очень уязвим. Теоретически договориться всегда возможно. Но «Связной» договороспособностью никогда не отличался, и никаких попыток с нами разговаривать не предпринимает. А самим нам договариваться особо не нужно.

— Хватит ли у «Евросети» ресурсов для борьбы со «Связным»? Сколько времени потребуется для полной победы?

— Конечно, хватит, тем более наши возможности значительно отличаются. «Евросеть» — гораздо более финансово устойчивая компания, у нас гораздо больше денег, чем у «Связного». Для победы нам может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев, как пойдет. Но мы действуем как каток, очень уверенно. Чем дальше, тем больше «Связному» становится хуже, ему приходится брать новые и новые кредиты. А это резко ухудшает его финансовое состояние, он не сможет их отдать и просто станет банкротом.

— Какую тактику вы избрали?

— Тактика очень простая: мы помогаем «Связному» делать то, что они и так делают, — уверенно движутся к финансовой несостоятельности. Мы делаем свою работу, мы конкурируем, мы забираем у них самые рентабельные точки, выселяем их оттуда и открываем там свои магазины. Прибыль «Связного» уменьшается, а кредиты увеличиваются. Чтобы заплатить зарплату, им нужно брать кредит. Чтобы заплатить проценты по кредиту, им тоже надо брать кредит. Ситуация у них только ухудшается. А мы сидим и ждем.

— Как происходит скупка салонов?

— Есть очень много арендодателей, которые не заинтересованы в том, чтобы потом, когда «Связной» обанкротится, эти салоны сдавались дешевле процентов на 30, чем сегодня. Поэтому они готовы подписать договор аренды с нами, но чтобы арендная плата была такая же, как сегодня у «Связного». На сегодняшний день договора подписаны более чем с 300 салонами, закрыто 38. Понятно, что «Связной» тоже пытается что-то сделать, пытаются договориться с нашими арендодателями, но, насколько я знаю, пока ни с одним салоном они договор не подписали.

Ноготков: «Война мировым соглашением не завершится»

Владелец салонов сотовой связи «Связной» Максим Ноготков в интервью Business FM опроверг слова Малиса о том, что «Связной» работал в убыток. «Мы в прошлом году заработали почти в два раза больше, чем в предыдущем» — сказал Ноготков. Он уточнил, что на 1 января чистый долг компании составил 6,050 млрд рублей. «Мы считаем, что это абсолютно нормальный долг для розничной компании, и мы его спокойно обслуживаем. У «Евросети» до кризиса был долг в 900 млн долларов при обороте существенно меньшем, чем наш нынешний», — рассказал Новиков.

— Кто первый начал войну: вы или «Евросеть»?

— Никто не начинал. «Евросеть» — абсолютно не единственная компания, которая определяет цены. А мы никому не позволяем быть дешевле нас. Утверждение о том, что «Связной» начал снижать цены специально, чтобы вытеснить с рынка «Евросеть», не соответствуют действительности. «Евросеть» действительно делает предложения по нашим торговым площадям. Но мы отдаем только экономически неэффективные магазины. Все, что сейчас переходит в руки «Евросети», для нее обернется большими убытками. Мы же стандартно в год закрываем около 100 магазинов и порядка 500 новых открываем. То же самое планируем сделать и в новом году. Для нас в этом процессе ничего экстраординарного нет.

— Хватит ли у «Связного» ресурсов для противостояния наступлению «Евросети»?

— «Связной» за прошлый год вырос по обороту гораздо больше, чем «Евросеть». Если вы посмотрите динамику, то увидите, что «Связной» три года назад отставал в 2,7 раза от «Евросети», а за прошлый год лишь на 15-20%. В январе «Связной» продал больше, чем «Евросеть». Я бы перформулировал вопрос: хватит ли «Евросети» сил и возможностей конкурировать со «Связным»? «Евросеть» боится потерять лидерскую позицию, ей хочется быть номером один, а мы уверенно растем и догоняем.

— У вас есть план контрнаступления?

— У нас нет никакого контрплана по очень простой причине. Дело в том, что «Евросеть», когда ссорится с кем-то из своих партнеров, как правило, всегда заранее его хоронит. Так было с Nokia в свое время, так было с компанией МТС. Если помните, Малис разбивал яйца, жарил их на сковородке. Но с этими компаниями ничего страшного не произошло. Они спокойно и нормально работают. Я думаю, что с нами произойдет то же самое.

— Может ли война «Евросети» и «Связного» завершиться мировым соглашением?

— Нет. В нашем случае это будет, скорее, картельный сговор. О нас распространяют недостоверную информацию, но мы рассчитываем, что выйдем из этой ситуации победителями.

Война гигантов бьет по мелким ритейлерам и радует обычных покупателей

Эксперты всерьез опасаются, что соперничество «Евросети» и «Связного» может заметно снизить число мелких ритейлеров. По оценкам специалистов, средняя цена телефона в салонах «Евросети» и «Связного» снизилась за несколько месяцев более чем на 500 рублей. Небольшим компаниям в таких условиях выжить будет крайне сложно.

Не исключено, что если цены останутся на столь низком уровне продолжительное время, то мелкие региональные компании ждет волна банкротств. На сегодняшний день доля рынка мелких игроков за вычетом Москвы и Санкт-Петербурга составляет около 20%.

Впрочем, эксперты отмечают, что обычных покупателей, не разбирающихся в нюансах противостояния «Евросети» и «Связного», ситуация не может не радовать, поскольку они могут приобретать телефоны по низким ценам.

Рекомендуем:

  • Фотоистории