Блогер Навальный и ректор Кузьминов не услышали друг друга
Лента новостей
Ректор ВШЭ Ярослав Кузминов и Алексей Навальный так и не пришли к общему знаменателю по эффективности проекта реформы системы государственных закупок. Единственное, что публично признали оппоненты: наличие дискуссии — большой прогресс
В пятницу, 18 марта, в центральном здании Высшей школы экономики (ВШЭ) прошла словесная дуэль (см. фоторепортаж) между ректором вуза Ярославом Кузьминовым и блогером Алексеем Навальным, получившим известность в интернет-сообществе как обличитель коррупции, Поводом для поединка стали заявления блогера о том, что ректор «Вышки» и его супруга — министр экономического развития России Эльвира Набиуллина — сознательно лоббируют коррупционные интересы чиновников.
В одном из постов в ЖЖ Навальный заявил, что предлагаемая Набиуллиной отмена действующего федерального закона о госзакупках и принятие вместо него контрактной системы и предквалификации участников государственных тендеров сделают систему менее прозрачной.
Кроме того, Навальный фактически обвинил саму ВШЭ в потворстве коррупции: «университет планирует потратить 2,14 млн бюджетных рублей на бессмысленное и тупое размещение 7 рекламных баннеров» на портале www.edu.ru, который принадлежит Министерству образования. При этом правами на размещение рекламы на данном ресурсе обладает лишь ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Таким образом, конкурс лишается смысла.
В ответ Кузьминов опубликовал обращение к Навальному на официальном сайте вуза, где отметил, что изложенные факты искажают реальное положение дел. «Всегда воспринимал Вас [Навального] как «санитара леса». Не думал, что сам буду причислен к вредным животным», — написал Кузьминов. Крупную сумму заказа он объяснил масштабностью: «Мы будем «висеть» на таких ресурсах, как тренировочный портал ЕГЭ 7 месяцев подряд». А претензии к поправкам, разработанным с подачи ВШЭ, к практике госзакупок Кузьминов предложил обсудить лично. «Скорее всего, это [позиция Навального] объясняется тем, что, готовя свой материал, Вы пользовались «информацией из единственного источника». Бывает», — заключает Кузьминов.
Навальный вызов принял. Уже через 2 дня после этого желание прийти на дуэль выразило более 700 человек, поэтому администрация вуза прекратила регистрацию — из-за отсутствия помещения, способного вместить всех желающих. Одновременно в социальных сетях более 10 тысяч пользователей перепостили новость о будущей дуэли. При этом если в «Живом журнале» (ЖЖ) предпочтение в основном отдавалось Навальному, то симпатии пользователей «ВКонтакте» и Facebook были на стороне Кузьминова.
В итоге, дуэль прошла с аншлагом. Заветную дверь в конференц-зал охраняли два крепких стража, которые впускали внутрь лишь с разрешения сотрудников пресс-службы. В результате, большая часть желающих пройти сквозь заслон так и не смогла, но взамен получила возможность следить за трансляцией в специально приготовленных аудиториях.
Первым слово взял Кузьминов. В своем выступлении он попытался объяснить причины коррупции. По его мнению, основной фактор заключается в том, что эффективность закупки в действующем законе оценивается не по результату, а по формальному выполнению процедур — в ущерб содержанию. Ректор ВШЭ выразил мнение, что в существующий закон о госзакупках и так уже внесено слишком много поправок, а результат все еще далек от совершенства. Таким образом, исправить ситуацию позволит лишь введение нового закона.
Затем слово взял Навальный. Для начала он выразил благодарность за приглашение и подчеркнул, что это первый подобный опыт взаимодействия, который он искренне ценит. Однако сразу же оговорился, что для него нет «неприкасаемых», и поспешил перейти к вопросу о злополучных баннерах. Свое внимание к этому блогер объяснил тем, что «Вышка» искренне ему симпатична. «Я решил, что лично должен остановить это в «Вышке». В университете вы могли организовать уникальную торговую площадку, но не сделали этого. А почему? Да потому, что безалаберность и разгильдяйство не позволили», — заявил Навальный. Текущий закон о госзакупках он сравнил со «старенькой дрезиной», которая худо-бедно, но едет и со временем может превратиться в полноценный поезд. А предлагаемые меры по смене законодательства — попытка «дрезину сломать» и заменить абстрактным «летучим кораблем», который еще неизвестно, когда будет построен.
Разрядить обстановку попытался научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин, который также начал речь с благодарности Навальному за согласие прийти. «Но вы, Алексей, исходите из того, что все жулики. Но это же не так. У вас презумпция недобросовестности. Вы всех считаете ворами», — прокомментировал он.
Навальный в ответ привел в пример «Газпром», в совет директоров которого входит Эльвира Набиуллина. «Почему она там не вводит прогрессивные правила, которые разрабатывает та же «Вышка»? Наверное, потому что им это не выгодно», — резюмировал блогер.
Все дальнейшее обсуждение велось в большей степени о конкретных деталях реализации механизма государственных закупок. Каждый из говоривших неоднократно ссылался на действующий закон или поправки к нему, чтобы потом сообщить, что его нормы применяются или, наоборот, неэффективны в реальных условиях. Предмет спора — есть ли коррупция во ВШЭ и стоит ли менять закон о торговле — ушел на второй план. В это же время в «Твиттере» появились первые сообщения о том, что оба «дуэлянта» хотят домой, но им приходится сидеть со скучающими лицами и слушать все, что «кидают» из аудитории.
Один из статусов так и гласил: «Навальный vs Кузьминов»: я ему про Фому, а он — про Ерему». Дискуссия разделилась на несколько потоков, которые хоть и текли в одном направлении, но были параллельны друг другу. Даже зрители предпочитали не столько задавать вопросы, сколько давать собственные комментарии, а Кузьминов и Навальный, в свою очередь, комментировали уже эти реплики.
В итоге, интерес к дуэли со стороны зрителей начал постепенно спадать, и около 10 вечера модератор дискуссии — проректор ВШЭ Лев Якобсон — сказал, что пора заканчивать и подводить итоги. На тот момент в конференц-зале уже появился целый ряд свободных кресел, а залы, где просто велась трансляция, вообще опустели наполовину.
В своем заключительном слове Кузьминов отметил, что одна из главных бед российского общества — низкий уровень доверия. Однако тот факт, что сегодня началась публичная дискуссия — это один из первых шагов к полноценному гражданскому обществу. «Начнем совместно что-то контролировать — тогда начнет складываться гражданское общество в России», — заявил ректор. И потом добавил: «Я согласен, что на пути к этому меня незаслуженно оскорбил Навальный».
Блогер на это отвечать не стал, ограничившись шуткой о том, что на лицах людей в зале читается лишь одна фраза: «Боже! Когда все это закончится?» Однако затем перешел на умиротворяющий тон, заявив о важности публичной дискуссии по поднятым вопросам. «Существует огромное количество вещей, которые не отрегулированы. Но есть и инструмент, он приносит много пользы. Я не хотел бы, чтобы ВШЭ вольно или невольно помогала бы людям, находящимся на темной стороне», — резюмировал он.
Аудитория опустела через несколько минут после последних слов дуэлянтов. Все остались при своем. Один из слушателей резюмировал: «Самое интересное, что Навальный и Кузьминов согласны по 85% пунктам дискуссии. Просто не слышат друг друга». Так оно, пожалуй, и было.